Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста

М.Ю. Бесчетнова
логопед первой квалификационной категории,
«Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер»

С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно это касается детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития.

Необходимой частью профилактики дисграфии являются:

  1. Охрана здоровья беременных, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода новорожденного.
  2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей впервые годы жизни.
  3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
  4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей.
  5. Индивидуальная помощь детям, сменившим язык обучения.

К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения (внимание, память, мышление, гнозис, праксис)

Для решения основных задач профилактики вся окружающая ребенка среда должна быть «развивающей», то есть она должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений. Такая среда предполагает присутствие объектов, способных привлечь и удержать внимание ребенка, стимулировать развитие его познавательной и мыслительной деятельности. Большую помощь в этом могут оказать тщательно подобранные «развивающие» игрушки, а позднее и игры. Важную роль в этом отношении играет теплое эмоциональное общение с ребенком окружающих его взрослых людей, которое должно начинаться с доречевого периода. В дальнейшем такое общение постепенно приобретает «направляющий» характер, стимулирующий правильное развитие психических функций − внимание, память, мыслительная деятельность, эмоционально-волевая сфера − необходимых для предстоящего процесса обучения и для овладения письменной речью. Особое внимание в дошкольный период должно быть уделено полноценному развитию устной речи, поскольку именно она является той основной базой, на которой в дальнейшем будет строиться письменная речь.

В профилактике дисграфии у дошкольников можно выделить базовые направления, работа по которым может вестись без предварительной диагностики. Можно выделить следующие направления работы:

  1. Развитие сенсорных и психических функций (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, графических и изобразительных способностей).
  2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).
  3. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).
  4. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).
  5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи).

Приведем некоторые виды упражнения:

  • для развития слухового восприятия используются игры и задания, имеющие целью формирование слухового внимания: «Угадай, кто это», «Послушаем тишину», «Что на улице»; навыка определения направления звука: «Где позвонили», «Жмурки с голосом»; различения силы и громкости звука: «Тихо-громко!». Необходимо развивать у ребёнка чувство ритма, обучая повторять заданный ритмический рисунок (хлопками, отстукиванием), сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. В ходе таких упражнений развивается речевое и неречевое слуховое восприятие ребёнка.
  • для развития фонематического слуха ребенка следует учить подбирать картинки, соответствующие словам и начинающиеся (или содержащие) на заданный звук; различать отдельные звуки в ряду других звуков.
  • развитие зрительного восприятия: составление картинки, разрезанной на части; конструирование по образцу, по предоставлению (например, из палочек); называние предметов по их контурам, дорисовка недорисованных предметов, называние перечеркнутых изображений; выделение предметных изображений, наложенных друг на друга; определение, что неправильно нарисовал художник.
  • моторно-двигательное развитие включает в себя формирование крупной и мелкой моторики, развитие общей двигательной умелости (двигательной памяти, переключаемости движений).
  • формирование тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук: «пальчиковый бассейн» − коробка, наполненная сыпучим наполнителем, имеющим необычную текстуру (например, манной, гречневой крупой, горохом, рисом или фасолью). С помощью этого приспособленья можно обучать детей нахождению предмета и определению его формы без подключения зрительного анализатора.

Тел.: 8 923 118 53 98

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *