О развитии речи у ребёнка до 2 лет

На первом году жизни формируются предпосылки дальнейшего развития ребенка.

Первый месяц

Первые звуки, издаваемые младенцем в первые недели жизни, являются нечленораздельными сочетаниями, состоящими, главным образом, из гортанных и губных звуков «гх», «бх», «мг» и т.п. Малыш лучше реагирует на человеческий голос, чем на звучащие игрушки, поэтому взрослые поглаживают ребенка, ласково смотрят на него, разговаривают напевно.

В это время родителям необходимо установить психическую связь с ребенком, т.е. поддерживание общения на эмоциональном уровне. Со временем, к концу первого месяца жизни, ребенок привыкает к такому общению и реагирует на него с радостью, на лице появляется довольное выражение, он делает меньше беспорядочных двигательных движений, быстрее успокаивается.

Второй месяц

Второй месяц развития речи ребенка не менее важен – в этот период родителям необходимо установить с ним обоюдное общение.

Необходимо уловливать взгляд ребенка, задерживать его на себе и при этом играть с ребенком, одновременно поглаживая и поощряя к дальнейшей активности. Необходимо закреплять достигнутые успехи, усиливая воздействия на двигательные, слуховые, тактильные, речедвигательные и зрительные анализаторы.

Третий месяц

Третий месяц развития ребенка характеризуется комплексом оживления. Инициатором общения становится уже сам малыш. Своим криком он извещает о желании общаться. Появляются смех, повизгивание, короткие звуки — А, АУ…

Третий месяц жизни ребенка – начало «речи». Малыш начинает гулить. Гуление чрезвычайно важно, т.к. подготавливает двигательный и речевой аппарат ребенка к последующим действиям. Родителям необходимо поддерживать речевую активность малыша, гулить с ним на его же «языке». Ребенок в этом возрасте уже прислушивается к речи взрослых и может ей подражать.

Четвертый месяц

В течение четвертого месяца изменяется характер звуков, их становится больше. Ребенок активно прислушивается к речи взрослых. Узнает голос родителей и реагирует на него. Появляются согласные звуки – мягкий Г, Т, возможно появление и других звуков. Ребенок способен за полчаса повторять одни и те же звуки сотни раз. Короткое звучание звуков переходит в так называемую певческую, вокальную комбинацию звуков. Они так и называются – вокализы. Это хороший признак – значит, организм ребенка уже способен к уже более длительному сокращению отдельных мускульных групп. Дети неблагополучные, страдающие, голодные, зябнущие – не гулят и не лепечут. Удовлетворенное, радостное самочувствие малыша – основное условие для беспрепятственного развития его речи. Родителям следует радоваться вместе с ребенком его новым успехам, поощрять речевую активность.

Пятый месяц

На пятом месяце жизни появляется интонационная выразительность гуления. Активно пополняется звуковой состав. Хорошо развит физический слух. Ребенок осуществляет очень тонкую дифференцировку звуков, прислушивается к ним, стремится им подражать.

В это время родителям рекомендуется подыгрывать ребенку в улавливании звуков.

Шестой месяц

К шестому месяцу ребенок уже накопил порядочный опыт общения с взрослыми. Он начинает понимать речь взрослого, учится манипулировать голосом при помощи изменения интонационной окраски гуления. Появляются лепетные звуки. Ребенок осознанными движениями отвечает на просьбу взрослого и сопровождает движения звуковыми реакциями. Например: взрослый говорит: «дай мне ручки», ребенок с радостным «агуканьем» тянет ручки.

В этот период взрослые должны разговаривать с ребенком, повторяя его лепетные звуки «па-па-па», «ба-ба-ба», «ма-ма» и т.п. После таких речевых занятий ребенок начинает более активно подражать и может уже говорить отдельные слова — мама, папа, баба. Эмоционально-положительное общение с ребенком стимулирует развитие речи, формирует коммуникативную потребность.

Седьмой месяц

Седьмой месяц – период более осознанного понимания речи взрослого. Идет активное формирование фонематического слуха, что имеет решающее значение как для развития понимания речи, так и для самостоятельной речи ребенка. Важный этап перехода к полноценной детской речи. Речевой аппарат ребенка уже готов к более сложному производству звуков – лепету.

Для развития понимания речи, родителям следует разговаривать с ребенком более громко, четче выговаривать звуки. Ребенок смотрит на собаку. «Собака, собака, гав, гав» — говорит мама. Целесообразно задавать ребенку простые вопросы – они побуждают к развитию речи. Например – где Катя?

Восьмой месяц

Восьмой месяц характеризуется появлением полноценного лепета. Значение лепета, как подготовительного этапа к самостоятельной речи, очень велико. В лепете он развивает артикуляцию, слух, внимание к речи. В лепете развивается потребность ребенка в произнесении звуков, слов. Ребенок начинает произносить разные слоги, т.е. речевые отрезки, состоящие не только из гласных но и согласных звуков. Вначале эти звуки простые – мама-мама—папа-папапа. Лепетать ребенок может долго и с явным удовольствием. Учится подражать звукам, которые произносит взрослый.

Чтобы развить у ребенка способность подражать, родителям следует заинтересовать его в этой деятельности. Чужим, малознакомым людям, ребенок подражать не будет, только тесный контакт с родителями и родственниками может вызвать у ребенка подражательные звуки. Вопросы, которые необходимо задавать ребенку, принимают более сложные требования – Дай собачку? Ребенок еще не может ответить словом, но уже показывает ручкой, радуется, т.е. происходит словесное и эмоциональное общение.

Девятый месяц

Девятый месяц – начало восприятия ритма. Начало восприятия обращенной речи. Лепет приобретает более сложную форму. Простые звуки постепенно заменяются более сложными – дядядя, тя-тятя. Ребенок хорошо научился подражать звукам и перешел к следующему этапу – подражать словам, которые произносит взрослый. Появляется первое осознанное слово. Это очень важный этап родителей в развитии ребенка. Ребенок активно исследует свой язык ручками. Прислушивается к новым звукам, оформляет интонационно, при этом выражает явное удовольствие от самого процесса говорения.

В этот период обращаться к ребенку следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией и тембром, четко выделяя ударный слог. Произнося слова, надо подкреплять их наглядным предметом или действием, тем самым закрепляя связь между самим предметом и названием предмета. Речь взрослого должна побуждать к действию. «У Оли вот какая красивая игрушка. Оля, дай мне поиграть игрушку!» Играть в игру «Ладушки».

Десятый месяц

К десятому месяцу существенно расширился познавательный мир ребенка. Он уже воспринимает не только целую фразу, но и отдельные слова. Отдельных фонем еще не распознает, т.е. отдельных звуков слова, а фиксирует его общую структуру. Еще более сложные звуки появляются в лепетном словаре – какакак – ля-ля-ляля. Знает названия некоторых окружающих его предметов. Некоторые предметы начинает узнавать на картинках, показывает их пальчиком. Неправильное сказанное ребенком слово надо спокойно произнести несколько раз правильно, чтобы у ребенка закрепился эталон произнесения.

К этому времени следует отнестись спокойно. Нельзя слишком назойливо и требовательно заострять внимание ребенка на каких-либо словах, если ребенок не хочет их повторять или они его по каким-то причинам раздражают. Этим можно затормозить дальнейшее развитие речи, т.е. выработать у ребенка стойкий негативизм к речи.

Одиннадцатый месяц

В течение одиннадцатого месяца возникают слова, которые могут сопровождаться жестами, при этом меняется интонационная речевая окраска. Например: «не» или «да», при этом идет подкрепление и мимикой и интонациями и жестами. Восприятие звуков накапливается с опытом общения, вначале ребенок может различать звуки — например, такие, как «д» и «к», но еще не различает более близкие по звучанию, как «д» и «т».

Родителям необходимо четко и правильно произносить звуки. Полезно изменять голосовую окраску.

Двенадцатый месяц

Двенадцатый месяц – период появления первых осмысленных слов в речи. У ребенка накапливается запас слов, которые он умеет произносить в осмысленной ситуации. Эти слова относятся к реальным предметам, игрушкам, изображениям на картинке. Активно развиваются интонация просьбы – дай. Если испытывает голод, может сказать – ням-ням., при этом активно использует жестовую речь, т.е. тянется к продуктам питания. Ребенок осознанно называет маму – мамой, папу – папой. Его словарный запас составляет 8 – 10 слов. Начинает имитировать звуки животных, насекомых, транспорта. При этом издаваемые звуки часто получаются весьма похожими на оригинал.

Родителям: продолжать подражание звукам животных, насекомых, транспорта в игровой форме. Постепенно расширяя звуковой словарь.

1 год 2 месяца

Один год 2 месяца – первые элементарные проявления инициативного употребления осмысленных слов. Ребёнок уже может произнести то или иное слово из своего словарного запаса. Активно ищет источник звука, поворачивается на звук, реагирует голосом.Очень важно родителям по мере необходимости помогать ребенку в подборе того или иного слова.

1 год 3 месяца

Один год 3 мечяца – понимание возникает в области реальной жизнедеятельности ребенка. Например, просится на горшок, сопровождает это событие речью – ка-ка, пи-пи и, соответственно, жестами, показывает на горшок. Хорошо отличает своих от чужих, при этом голосом может показать к кому-то дружеское отношение, а к кому-то негативное.

Родители должны всячески поощрять действия ребенка ласковой речью.

1 год 5 месяцев

Один год 5 месяцев – у ребенка самостоятельно развиваются: 1. Игра звуками и словами.2. Подражание речи окружающих, которые носят тот же игровой характер. 3. Самостоятельное произнесение ребенком осмысленных слов. 4. Общение со взрослыми в форме выражения своих требований и желаний.

Лепетные слова говорит с разными интонационными окрасками, которые постоянно совершенствуется и усложняется. К этому периоду возраста, ребенок почти овладевает фонематическим слухом. Доступно произнесение таких звуков речи, как А, О, У, И, М, Б, К, Г.,ТЬ, ДЬ, НЬ, СЬ,ЛЬ. Произнесенные лепетные слова по своему рисунку все больше и больше напоминают настоящие слова. Ребенок уже более осмысленно их произносит и закрепляет как артикуляционно, так и в познавательном смысле. Малыш понимает речь взрослого, которая относится к предметам и к действиям. Взаимоотношения ребенка со взрослыми осуществляются при помощи мимики и жестов и нескольких элементарных слов: «ням-ням, «дай», «мама», «папа», «дядя», «тетя».

В этот период времени родителям необходимо играть с ребёнком в разные развивающие и познавательные игры. Оформлять свою речь артикуляционно правильно.

Второе полугодие второго года жизни является периодом оформления самостоятельной речи ребенка и интенсивного ее развития

В 1 год 6 месяцев происходит скачок развития детской речи. Речь начинает развиваться ускоренным темпом.

Родителям рекомендуется постепенно наращивать словарный запас ребенка.

1 год 7 месяцев

Один год 7 месяцев – возникновение новых форм требований через речь. Ребенок учится изменять окончание слова, применяя интонационную окраску – призыв, просьба, требование. В его словарном арсенале уже есть однословные предложения – требования. Например, ребенок произносит «шапка». Он хочет посмотреть шапку, может надеть ее на голову, а может, хочет снять. Слова «шапка» в таких случаях подразумевает целую фразу. Если ребенок требует от взрослого совершения какого-нибудь действия, то может употреблять глаголы. Например, ребенок произносит «гуляк», сопровождая слово действием – идет к двери. Вскоре ребенок начинает противоположные действия с одним и тем же предметом обозначать различно. Например, «шапка не», требует, чтобы с него сняли шапку. Начинает называть лицо, к которому обращено требование «мама, ням». Дальнейшее развитие предложений-требований переходит от двухсловных к трехсловным, в котором ребенок начинает включать в предложение свое имя. Например, ребенок говорит: «Мама, шапка». Мама спрашивает: «Что делать с шапкой?». Ребенок отвечает: «Надеть шапку». На следующий день ребенок может сказать: «Мама, надень шапку».

Родители должны говорить с ребенком интонационно окрашенной речью. Задавать вопросы и дожидаться ответов.

1 год 8 месяцев

Один год 8 месяцев — словарь достигает в среднем 100 слов. Ребенок начинает строить фразы, в котором он называет требуемое действие. Глагол при этом употребляется в повелительной форме «ябо поежь» — яблоко порежь и т.д. «Мама, моко пинеси не» — при этом частичка «не» ставится в конце предложения.

Наступает время помогать ребенку построить правильно фразу. Постепенно малыш изменяет расстановку слов во фразе и тем самым приближается к нормам языка.

1 год 9 месяцев/p>

В 1 год 9 месяцев словарный запас ребёнканасчитывает около 175 слов. Ребенок все больше начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Различает предметы по качеству количеству. Он говорит «бойсей», «маенький», «беый», «ченый» Ребенок выражает свое положительное и отрицательное отношение, дает оценку – хороший, плохой. Любит слушать сказки, стишки, песенки, а впоследствии повторяет и еще присочиняет.

Родителям необходимо активно использовать наглядный материал, при этом сопровождая свою речь теми действиями, которые в данный момент происходят. Поощрять любое речевое творчество.

Два года

В 2 года ребёнок знает свыше 300 слов. Начало нового периода – осмысленной речи, в которой главное место занимает слово, а не звук речи. Слова еще неправильные, с точки зрения звукового состава, но они выполняют главную роль – смысловую. Ребенок начинает учиться слушать разговорную речь без показа предметов и изображений.

Родителям следует привлекать внимание к правильному звучанию слов. Постоянно разговаривать с ребенком о том, что он видит в данный момент. Не перебивать речь ребенка. Расширять понимание речи с помощью картинок. Побуждать ребенка к просьбам. Побуждать ребенка к фразам двумя- тремя словами. Читать сказки, Просить ребенка пересказать сказку своими словами.

Если у малыша нет адекватной реакции на речь, следует проверить у него слух, посоветоваться с детским психиатром, невропатологом, логопедом.

Т.М. Храпова логопед высшей категории,«Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер»

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *