Когда врачебная позиция — оппозиция.

Новосибирской областной ассоциации врачей в этом году исполнилось 15 лет. За эти годы она сумела объединить более шести тысяч докторов города и области и стала одной из крупнейших в России. И главное, что с мнением ассоциации считаются властные структуры. О работе Новосибирской областной ассоциации врачей (НОАВ) рассказывает председатель правления НОАВ, заслуженный врач РФ Сергей Борисович ДОРОФЕЕВ.

— Сергей Борисович, областная ассоциация врачей — организация общественная. В чем вы видите основной смысл ее работы?

— Институт общественных организаций как один из составляющих гражданского общества должен быть тем инструментом, который заставляет власть принимать те решения, которые и нужны этому обществу. Ведь наша ассоциация выражает не только наши корпоративные интересы. Хотя они тоже есть, но составляют небольшую часть тех проблем, с которыми мы сталкиваемся в своей работе. Ассоциация призвана защищать профессиональные интересы врачей. А под ними я понимаю все то, что позволяет обеспечивать нормальный диагностический и лечебный процесс.

— Значит, вы защищаете и интересы пациентов?

— Естественно, все наши проблемы непосредственно связаны с проблемами пациентов. Поэтому, когда мы ставим какие-то вопросы перед властью, их решение направлено не только на то, чтобы обеспечить врачу нормальные условия работы, но в конечном итоге обеспечить качественную и доступную медицинскую помощь для всех жителей нашей области.

— Может казаться, что вы тоже стремитесь «рулить» здравоохранением…

— Мы ни в коей мере не подменяем собой органы управления здравоохранением. У нас разные задачи. Мы на местах лучше видим те проблемы, которые есть в здравоохранении, потому что сталкиваемся с ними ежедневно. Можно ведь предлагать нереальные вещи. Красивые, но реально неосуществимые. Но если какие-то идеи продиктованы самой жизнью, то нельзя от них отмахиваться. Надо концентрироваться и искать решение. А решение принимает власть. И наша задача — достучаться со своей проблемой, может быть, предложить свое видение ее решения. На мой взгляд, в этом смысл нашей общественной работы.

— Часто удается достучаться?

— Отношения с властью в разное время складывались по- разному. Поначалу нас просто не слышали, мы существовали сами по себе. Потом стали слушать, но делать все равно по-своему, не принимая в расчет наше мнение. Последние 7 — 8 лет нас не только слушают, к нам прислушиваются.

— Значит, часто приходится быть в оппозиции?

— Если выразить нашу позицию в целом, то это конструктивная оппозиция. Подчеркиваю, конструктивная. Я бы даже сказал, что в последние 2 — 3 года — это совместная конструктивная работа. Мы это реально чувствуем по работе в комиссиях, куда входят члены правления НОАВ. Наши представители есть в правлении Фонда обязательного медицинского страхования, в тарифной комиссии, в комиссии по медико-экономическим стандартам. Немаловажную роль в том, что у нас сложились такие отношения со всеми властными структурами, играет позиция губернатора Виктора Александровича Толоконского и мэра Новосибирска Владимира Филипповича Городецкого. К примеру, губернатор бывает и выступает на каждой нашей конференции. Он внимательно слушает врачей, не оставляя ни одного выступления без комментария, дает конкретные поручения.

— Участвуете в работе над законодательными документами?

— Благодаря нашему представительству в областном и в городском Совете депутатов мы участвуем в принятии решений на законодательном уровне. Наши поправки были учтены при принятии Закона «О здравоохранении Новосибирской области» и программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории Новосибирской области.

— Какую проблему, решаемую вместе с властью, вы находите самой значимой?

— Мы в свое время начали бить тревогу по поводу катастрофического состояния амбулаторно-поликлинического звена. И уже 6 лет назад, задолго до приоритетного национального проекта «Здоровье», для участковой службы были установлены муниципальные надбавки. И вся история в будущем подтвердила, что мы делали это правильно. Мы всегда говорили о недостаточном финансировании лечебно-профилактических учреждений в части обновления оборудования, состояния самих зданий. Сегодня серьезные средства вкладываются в модернизацию существующих зданий, а в области — в строительство новых лечебно-профилактических учреждений. Это говорит о том, что наша позиция была услышана и понята.

— Ассоциация выступила с предложением ввести в участковой службе должность помощника врача. Каковы результаты?

— Наше предложение не отвергли, предложили доказать эффективность такого шага. Такой эксперимент провели в Бердске и Новосибирске, о результатах доложили губернатору. В итоге решение принято: на участках будут введены эти дополнительные должности. Понятно, что в один день этого не сделать. Но принципиальное решение есть. Хочу заметить, что такого нет нигде в России.

— Что вы скажете о решении кадровой проблемы?

— Мы на протяжении последних трех лет говорили о том, что у нас существует дефицит врачебных кадров. Отсюда и высокие нагрузки, и очереди в поликлиниках, да и много других проблем. Не просто говорили, а подтверждали наши слова расчетами. Надо сказать, что у нас с департаментом здравоохранения Новосибирской области были на этот счет разные взгляды. Время показало нашу правоту. Проблему начали решать. Появились постановления губернатора и мэра Новосибирска о поддержке молодых специалистов, есть подвижки в решении жилищного вопроса для медицинских работников, ведь понятно, что одной заработной платой кадры не привлечь и не удержать. Принята программа строительства общежитий для медиков в Новосибирске. Сегодня если открывается общая врачебная практика, то тут же будет предусмотрено и жилье для врача. Может быть, все решается не так быстро, как нам бы хотелось, но главное, что принимаются принципиальные решения.

— Инициатива ассоциации — конкурс «Врач года». Какие цели преследовались, когда все это затевалось?

— Конкурс — это определенный механизм подтверждения общественного признания врачебной профессии. В этом году он прошел уже в пятый раз. Действительно, это наша инициатива, хотя ее поддержали и губернатор, и мэр Новосибирска. Но проводим мы его своими силами, для победителей предусмотрели свои знаки отличия. И о том, что конкурс проходит неформально, говорит то, что лауреаты нашего областного конкурса становятся победителями российского конкурса «Врач года». Большой вклад в проведение конкурса вносит бессменный председатель оргкомитета конкурса Геннадий Захарович Рот.

— Сергей Борисович, как вовлечены в работу рядовые члены ассоциации?

— У нас практически в каждом лечебно-профилактическом учреждении Новосибирска, в каждом районе области есть первичные организации НОАВ. Мне хотелось бы отметить первичные организации Искитимской ЦГБ, Краснозерской ЦРБ, первой городской клинической больницы Новосибирска, МСЧ-168.

— Ведется работа непосредственно в учреждениях?

— У нас существует институт кураторства. За каждым из членов правления ассоциации закреплены определенные лечебно-профилактические учреждения. Они встречаются с коллективами, обмениваются мнениями, обсуждают проблемы. Нередко после таких встреч какие-то вопросы выносятся на правление. Ассоциация издает свою газету. Это тоже помогает связи с первичными организациями. Каждый член ассоциации имеет возможность узнать, чем занимается правление, обратиться со своими предложениями, пожеланиями.

— Больной вопрос — юридическая защита врачей.

— Прежде всего мы ведем работу по повышению юридической грамотности. Член правления НОАВ Людмила Владимировна Канунникова проводит для врачей юридические семинары. У нас есть свой юрист — Марина Николаевна Лесникова. К ней за консультацией может обратиться любой член ассоциации. Сегодня мы много занимаемся вопросом страхования профессиональной ответственности врачей. По законодательству врач имеет право на страхование от врачебной ошибки. Подчеркиваю, ошибки. В любой профессии люди ошибаются. Просто наша ошибка бывает порой непоправимой. Страхование такое необходимо. Мы не раз обсуждали этот вопрос на правлении, встречались с разными страховыми компаниями. Было предложение использовать бюджетные средства. Мы готовили материалы для губернатора, чтобы такие средства выделялись лечебно-профилактическим учреждениям. В связи с выходом закона об обществах взаимного страхования родилось альтернативное предложение. Мы пришли к выводу, что более логичный вариант — организация общества взаимного страхования.

— Сергей Борисович, Новосибирская областная ассоциация врачей первой в России стала принимать активное участие в аттестации врачей, по сути, это подтверждение профессиональной квалификации. Вы считаете, что это тоже входит в задачи ассоциации?

— Конечно. Никто лучше коллег не знает, чего каждый из нас стоит как профессионал. Та система аттестации, которая существовала раньше, несколько формализована. По сути, все зависело от стажа работы. Конечно, стаж надо учитывать. Но кто-то и 20 лет проработает, а хорошим врачом не станет. Кому-то высшую категорию можно давать через 7 лет работы, а формально это было нельзя. Мы вышли с предложением нашего участия в аттестации. Нас поддержал губернатор, нашли понимание у руководителей департамента здравоохранения. И сегодня эту работу мы проводим вместе с департаментом здравоохранения области. Нам предоставлено право формировать аттестационные комиссии, мы создали институт аккредитованных рецензентов. Нас уже не одна территория просила поделиться опытом, но не знаю, где еще общественной организации позволили заниматься этой работой. Это тоже к вопросу о доверии и взаимодействии с властями. Власть видит в нас партнеров и доверяет нашему профессионализму.

Марина Есикова,
“Советская Сибирь” от 4 июля 2008 года
Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.