Александр Саверский: «Началась настоящая экономическая война против пациентов»

Уважаемые коллеги! Предлагаем для обсуждения статью, которая была опубликована на сайте АМИ-ТАСС

В Москве завершил работу IV Всероссийский съезд пациентов, участие в котором приняли представители пациентских организаций из всех регионов России. О существенных недостатках государственного и общественного контроля за лекарственным обеспечением и качеством оказания медицинской помощи в стране рассказал Президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский.

Неэффективность госнадзора

В отличие от общественных организаций, у государственных органов есть целый ряд возможностей для реагирования на нарушения прав пациентов. Представители прокуратуры, МВД, Следственного комитета, федерального и региональных Минздравов, Росздравнадзора, Роспотребндзора, Федеральной антимонопольной службы имеют право проводить проверки в рамках своих компетенций, изымать материалы для проведения экспертиз и контроля, осуществлять проверки и допросы в рамках доуголовных дел, возбуждать уголовные и административные дела, выносить представления и предупреждения. Они имеют право налагать санкции, начиная от административных, и заканчивая уголовными. Кроме того, государственная система занимается нормотворчеством и регулирует все правоотношения.

Но у государственного контроля при всей его разветвленности и объемности тоже есть свои проблемы — зачастую он не отвечает двум важнейшим критериям — неотвратимости и адекватности наказания. Поскольку государственные органы работают неэффективно, «Лига защиты пациентов» несколько раз обращалась в прокуратуру, даже по Постановлению Правительства РФ от 30.07.94 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Почему прокуроры идут в суды, ведь у них есть и другие формы работы? Они могут выносить представления об устранении нарушенного права? Почему они этого не делают? Я расцениваю это как некий сговор правоохранительных органов с местными властями, а может быть и с федеральными. Если деньги, которые должны быть потрачены на лекарства, вращаются на депозитах, это ежемесячно дает огромный процент, поэтому никто не спешит с ними расставаться.

Пациенты должны знать свои права и добиваться вынесения Представления об устранении нарушенного права. Если пациенту не дали лекарство, чем нарушили 890-е Постановление и всяческие международные акты, не нужно ждать возбуждения уголовного дела, не нужно ходить по судам, достаточно написать заявление в прокуратуру с просьбой вынесения Представления об устранении нарушенного права.

В тех случаях, когда человек погиб без лекарства, родственникам надо подавать заявления о возбуждении уголовных дел против Министра.

В настоящее время информация, которой располагает «Лига защиты пациентов», позволяет говорить о том, что началась настоящая экономическая война против пациентов. Пациент поставлен перед необходимостью защищаться от своих властей и просить у них денег на лечение. А те говорят: «Да нет у нас денег!». А как пациент проверит, есть у них деньги или нет? Куда они уходят? В какие карманы, помимо государственных? Не стоит вступать в полемику с государством, вы заведомо проиграете!

Существует правовой механизм. И это единственный механизм, который может защитить пациента. Поэтому необходимо оказывать давление на систему правозащиты — ОВД, следственные комитеты, прокуратуры, с тем чтобы они начали выполнять свои правоохранные функции. Необходимо заставить их это сделать!

Дефекты внутриведомственного контроля

Еще одна проблема государственных органов заключается в том, что они не специализируются на правах пациентов. Юристов, которые специализируются на этих вопросах, в России единицы.

Необходим государственный орган, и мы надеялись и еще надеемся, что таким органом станет Росздравнадзор, который вырастит юристов, действительно понимающих, что такое право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Сейчас сотрудник прокуратуры, который одновременно занимается и убийствами, и мошенничествами, и прочими уголовными делами, когда встречается с делом медиков, где фигурируют профессора, зачастую просто пугается…

Немаловажная проблема — зависимость части контролеров от собственников медучреждения. То же Министерство здравоохранения, которое является собственником лечебных учреждений, не будет открыто устанавливать дефекты медицинской помощи. Возможно, они кого-то пожурят, выгонят, но открыто эту информацию не дадут, потому что признание вины автоматически влечет за собой появление иска к субъекту федерации. В настоящее время суммы исков уже достигают 3,5 млн рублей. И если признание вины превратиться в систему, то данные ведомства разорятся. Вот почему далеко не всегда мы видим объективную картину оценок качества медицинской помощи, по крайней мере, в субъектах федерации.

Система не видит себя в зеркале

На мой взгляд, необходимо усиление государственного контроля. Там, где должны быть возбуждены уголовные дела, они должны возбуждаться. Несмотря на то, что в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) внесены изменения, тем не менее, это не те изменения, которые касаются контроля качества оказания медицинской помощи. К огромному сожалению, у нас сегодня за врачебную ошибку можно ответить только по уголовному кодексу. Это нездоровая ситуация, из-за которой все экспертное сообщество тут же начинает защищаться, потому что первым делом идет оценка — посадят, не посадят. Если есть хоть малейшая опасность, что посадят, пускаются во все тяжкие, вплоть до подделки медицинской документации. Таким образом, система не видит себя в зеркале и не может нормально развиваться.

Поэтому в Кодексе об административных правонарушениях обязательно должны фигурировать составы административных правонарушений по дефектам медицинской помощи, за что должны налагаться штрафы. Все это можно и нужно делать в рамках КоАП.

Светлана Белостоцкая

Поделиться:

1 комментарий

  1. Я думаю, что медицинские услуги, в силу своей специфичности, нуждаются в создании специальных правовых режимов, в том числе и в части защиты прав пациентов как фактически более слабой стороны в гражданском правоотношении. Поэтому конкретизировать права, обязанности и ответственность медицинских организаций Законодатель может как в рамках существующих Кодексов и законов (ГК Рф, № 323-ФЗ и др.), так и созданием, например медицинского кодекса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.