Кадры решают все. А как решить проблему кадров?

В конце ноября в столице республики Бурятия Улан-Удэ прошел Координационный совет по здравоохранению Сибири Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», посвященный кадровой политике в здравоохранении: проблемы, пути и механизмы решения. Председателем совета является профессор М.А. Садовой, директор НИИТО.

Сегодня, по оценке министерства здравоохранения РФ, в стране не хватает 40 тысяч врачей. Хотя ранее называлась цифра в 160 тысяч. К примеру, в Новосибирской области, не самой неблагополучной в этом отношении, в 2012 году в государственных учреждениях здравоохранения было 15 тысяч штатных единиц, занято – 9 тысяч. То есть дефицит составляет 40 процентов. В необъятном по территории Красноярском крае – более 8 тысяч вакансий и т.д. К этому еще надо прибавить, что с 2009г по 2012г удельный вес врачебного персонала в возрасте старше 50 лет вырос с 35,2% до 38,2%. И только 47% выпускников медицинских вузов готовы работать в практическом здравоохранении, государственных и муниципальных ЛПУ.

На площадке Координационного совета звучали разные мнения и предложения по решению кадровой проблемы здравоохранения. Есть свой взгляд и у заместителя председателя комиссии по социальным проблемам региона Общественной Палаты Новосибирской области, главного врача ГБУЗ «Городская клиническая больница № 34» Владимира Ивановича Ярохно, который также принимал участие в его работе:

Сколько же нас не хватает?

– Каков дефицит врачей на территории РФ с учетом внедряемых порядков и стандартов? Сегодня этого не знает никто. Пришел стандарт оказания медицинской помощи, где нагрузка на должность врача уменьшена значительно. Стандарт обязателен для исполнения. Но почему-то раздел штатного обеспечения носит рекомендательный характер.

Вот уже почти четверть века новейшей истории России не привнесли каких-либо обоснованных изменений в обеспечение населения медицинскими кадрами.

В разное время, разными нормативными актами советские штатные нормативы были отменены. Научно-технический прогресс в лечебно-диагностических технологиях, демографические изменения, стремительно происходящие на наших глазах, очевидно, требуют научно-обоснованных современных нормативов (а не рекомендаций) обеспечения населения медицинскими кадрами, в конечном счете, штатных нормативов для разнообразных лечебно-профилактических учреждений. И это работа не только и не столько организаторов здравоохранения. В первую очередь, по этому вопросу нужно принять общественное решение, необходим некий гражданский договор по этому очень важному для каждого человека вопросу.

Как быть с населенными пунктами, райцентрами и т.п., с населением 10-15 тысяч жителей? Сколько и какие специалисты смогут реально обеспечить здесь медицинскую помощь? При планировании их числа, мне кажется, нужно вернуться к понятию стандартов минимального социального обеспечения и договориться, например, что на 5 тысяч жителей необходимо иметь только врачей основных специальностей (терапевт, хирург, акушер-гинеколог), число которых может обеспечить круглосуточную работу в амбулатории и стационаре. Или оставить там двух врачей общей практики и вертолет. И понимать, что и то, и другое будет очень дорого стоить для общества. И требовать выполнять какие-то нормативы числа посещений, пролеченных пациентов не следует. Того и другого должно быть просто достаточно. А вот в г. Новосибирске, где лечебно-профилактические учреждения работают как большие заводы, можно использовать старые подходы в определении потребности в медицинских кадрах, обратив особое внимание на эффективность работы отдельных ЛПУ.

Точкой отсчета должно быть понимание того, какую медицинскую помощь мы хотим обеспечить гражданину в зависимости от места его проживания. И решив, что мы хотим построить, посчитать, сколько для этого нужно врачей. Поскольку разные модели требуют разного числа специалистов.

Чья ответственность?

– Кто должен отвечать за обеспечение медицинскими кадрами? Если у нас государственное здравоохранение, то отвечать должно государство. По факту же сегодня – это ответственность руководителя лечебного учреждения. Парадокс и в том, что от участия в организации медицинской помощи отстранили местную власть, ту, которая рядом с народом. У муниципальных образований осталось только право «оказывать содействие». А что это значит? Надо определить, в чем содействие заключается. Дать жилье? Разбить перед больницей клумбу? А ведь первоначально законодательство позволяло, в конечном счете, жителям образований собрать деньги, ввести дополнительные налоги на содержание медицинских учреждений, кадров.

Где точка отсчета?

– Очень серьезный обсуждаемый вопрос, на который хотелось бы получить однозначный ответ – вопрос увеличения заработной платы. Согласно майским указам президента РФ В.В. Путина, к 2018 году у врача должна быть зарплата в размере двух средних зарплат по экономике региона. Сегодня в Новосибирской области две средних зарплаты – 50 тысяч рублей. И никто не может ответить: 50 тысяч рублей – это на одну ставку и восемь часов рабочего времени или за круглосуточную работу врача? Если врач в стационаре будет получать 50 тысяч за основную работу, десять ночных смен, выходные, а терапевт в поликлинике за обслуживание двух участков, то этого мало. А если на ставку, за норму рабочего времени с выходными в субботу и воскресенье, то мне кажется, извините коллеги, уже не мало, исходя из реальностей социально-экономического состояния нашего государства. Совмещать ведь нам все равно придется.

Куда ведет Дорожная карта?

– Нельзя сказать, что для решения кадровой проблемы ничего не делается. Разработана и принята федеральная программа «Медицинские кадры», в регионах приняты свои Дорожные карты. Заработала программа «Земский доктор» – платят миллион рублей тем, кто согласится три года отработать на селе врачом. В Бурятии 90 врачей уехали из Улан-Удэ в село. Но все они купили квартиры в Улан-Удэ. А уехав, оголили город. Так программа реально работает. Предлагают давать медикам льготы – компенсировать санаторно-курортное лечение и субсидировать покупку жилья, предоставить бесплатную (?!) медицинскую помощь, первоочередное предоставление детских дошкольных учреждений и т.п.. Думаю, что Государственная дума отклонит этот законопроект. Может быть, проще все-таки платить нормальную зарплату? Понятно, что с учетом количества и качества.

Также не будут внесены, на мой взгляд, изменения в законодательство, позволяющие восстановить механизмы государственного распределения выпускников медицинских ВУЗов. Они такие же граждане нашей страны, как и те, кто оканчивает ВУЗы по другим специальностям.

Как альтернатива распределению – шире будет использоваться целевой набор, заключение дополнительных договоров по трудоустройству на разных этапах подготовки медицинских работников. Но и это тоже дополнительные общественные затраты.

Все предложения сегодня направлены на то, что врачей надо переманить. Из города в село, из одного региона в другой, из одной больницы в другую. В Новосибирске открыли федеральный нейрохирургический центр. Из нашей больницы туда сразу ушло около 10 специалистов – там зарплата выше и операции все плановые. Надо ставить вопрос, не как переманить, а как привлечь? Как оставить выпускников медицинских вузов в медицине?

С учетом информации того, что делается на других территориях, получается, что только получение льготного жилья, предоставление служебных квартир может привлечь молодежь и хотя бы частично возвратить ушедших в частную медицину специалистов. Если какой-нибудь город в Сибирском Федеральном округе предоставит неограниченное число служебного жилья – сюда съедутся все врачи.

Хотелось бы, чтобы наше общество поняло, что мы не сможем и дальше оставить социалистическим характер нашего здравоохранения. Не может одна отрасль в рыночной экономике оставаться нерыночной, подчиняться другим законам. И для этого совсем не главное изменить форму собственности государственных учреждений. Рыночные механизмы уже начали работать в нашей отрасли, в ее самой главной составляющей – кадровой. Сегодня только низкая платежеспособность населения ограничивает бурное развитие медицинской помощи в негосударственном секторе здравоохранения.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех медицинских работников с наступающим Новым годом и, как это не банально звучит, пожелать вам ЗДОРОВЬЯ.

В.И.Ярохно,
Заслуженный врач РФ,
доктор медицинских наук

P.S. Уважаемые читатели, редакция предлагает вам высказать свои мнения по проблемам, поднятым В.М. Ярохно. Ждем ваших писем по адресу: noav@ngs.ru

Поделиться:

1 комментарий

  1. Уважаемые коллеги! Вопросы, освященные автором статьи, чрезвычайно наболевшие и, безусловно, требующие глубоко продуманных, обязательных к исполнению нормативных документов. С удовольствием прочла также в №11 2013г. журнала “Экономика ЛПУ в вопросах и ответах” интервью профессора ФГБУ “ЦНИИОЗИ” В.М. Шиповой. Профессионалам – экономистам в вопросах нормирования труда медицинских работников требуется помощь врачей-специалистов, владеющих элементарными знаниями экономических категорий, методологиями и непосредственно медицинскими технологиями. Таких экономических знаний ни медицинский ВУЗ, ни последипломное образование не предусматривают. Тем более, по-моему, излишне уповать на какие-то общественные решения, даже профессионалов-медиков. Я, например, с удивлением узнала из статьи, что одни те же фразы приобретают разный экономический смысл, если их внимательно читать. Например, “амбулаторный прием больных” это еще не вся работа врача специалиста; есть еще работа по оформлению справок здоровым, профосмотры, оформление инвалидов на МСЭ и т. д. Поэтому не факт, что продолжительность рабочей недели невролога должна быть 33 часа, а не 39! В общем, я голосую за профессионалов в любой сфере! Вопрос формирования штатного расписания МО, нормирования труда медицинских работников должен быть решен профессионально на государственном уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.