Лидия Петровна Плаксина. Профессию определила война.

21 января в поликлинике № 16 отпраздновали неординарное событие – бывшему заместителю главного врача, ветерану Великой Отечественной войны, кавалеру ордена Красной звезды Лидии Петровне Плаксиной исполнилось 90 лет. Коллеги поздравили Лидию Петровну с юбилеем и пожелали ей крепкого здоровья на многие годы. Мы же решила рассказать об этом уникальном человеке.

21 июня 1941 года Лида Плаксина в небольшом сибирском городке Куйбышеве танцевала на школьном выпускном вечере и мечтала поступить в Орехово-Зуевский плодово-ягодный институт. Но на следующий день началась война, которая оборвала мечту выращивать цветы, работать в оранжереях и садах.

В 1943 году Лида на отлично окончила Ленинградское медицинское училище, которое в это время находилось в эвакуации в Омске, получила диплом фельдшера, звание младшего лейтенанта медицинской службы и была направлена на фронт. Было ей в то время 19 лет. Попала она на передовую в дивизион 46-мл пушек 32-го артиллерийского полка, который входил в 13-ую гвардейскую дивизию под командованием генерала Жадова. В составе дивизиона Лида прошла путь от Днепра до Эльбы.

Какими глазами смотрела юная девушка на ужасные картины войны? Что же помогло этой стойкой, скромной дивчине пройти такой трудный суровый путь? Страшно почему-то не было. Как говорит сегодня Лидия Петровна, поначалу, наверное, от того, что ничего не понимала, а потом появился опыт.

В полку все уважали фельдшера за её скромность, доброту, нежность, отзывчивость, звали её Лидочкой. «Удивительно, но за все время я не слышала от солдат ни одного мата», – говорит Лидия Петровна. Наоборот, ее старались поддержать. Чувство товарищества – это самое главное. Везде, где ни находилась бы девушка, она ощущала, что не одна. Приходилось лежать в болоте, попадать под обстрел пуль, бомб, снарядов, обмораживать ноги.

Полк продвигался вперёд, советские войска наступали. Дороги, по которым продвигались гвардейцы, были уложены трупами немцев, всюду стояли обгоревшие танки, пушки. Потери были и у нас. Много раненых, они ждали помощи. Проворные руки молодого фельдшера Лиды перебинтовывали одного солдата за другим. Перед ранеными она была всегда стойкая, решительная в своих действиях, всегда приходила в нужную минуту, делала все возможное, чтобы спасти, вдохновляла своими тёплыми словами. Сколько их прошло через ее руки? Но один запомнился на всю жизнь. Все случилось 5 января 1944 года. Перед наступлением наши проводили большую артподготовку. И вот, когда уже вперед двинулась пехота и дивизион, в котором служила Лида, к ней подбежала женщина: «Сестричка, скорее, у меня там раненый!». Лида вошла в небольшую избу. В маленькой кухоньке, которая еле освещалась светом из небольшого окна, на боку лежал молоденький младший лейтенант. Лида перевернула его и увидела под лопаткой огромную рану, которая была заткнута полотенцем. Надежд практически никаких не было. Он и сам это понимал. Прошептал ей: «Не трать на меня лекарств, я умираю. Но не уходи, подержи меня за руку. Мне так будет легче. И еще отправь письмо моей маме в Ташкент». И протянул Лиде блокнот. А она уже набирала в шприцы лекарства, накладывала повязку. Выскочила из избы – санитары идут. Она им приказала срочно забрать раненого лейтенанта и доставить в медсанбат. И побежала догонять свой дивизион. Догнала, взялась за станину пушки и разрыдалась. «Думала, он такой же молодой, как я и в безнадежном положении», – вспоминает Лидия Петровна. Потом она написала в Ташкент. А спустя какое-то время получила письмо от младшего лейтенанта Жени Мешкова. Это был он, выживший, благодаря ей и ею же оплаканный. Завязалась переписка. В начале января 1945 года он написал: «Лидочка, скоро бой. Но уже завтра я поеду к тебе, мне разрешили. Мы обязательно встретимся». Это было последнее его письмо. Он погиб в том бою. «Не судьба», – вздыхает Лидия Петровна.

Закончилась война. Лидочка вернулась домой. Родители жили в Усть-Тарке. Она устроилась на работу в районную больницу, а в 1949 году поступила в Новосибирский медицинский институт, который в 1955 году окончила с отличием. Мечтала работать хирургом. Но вместо этого в течение трех лет проработала секретарем комсомольской организации института. И все же добилась своего – параллельно окончила ординатуру по хирургии и уехала работать в Краснозерскую районную больницу. «Работать приходилось на износ. Так получилось, что осталась единственным хирургом в районе, да еще заболела – токсоплазмоз, как потом выяснилось. Стою за операционным столом, а у меня кровь из носа ручьем течет. Мне санитарка во время операций только успевала маски менять», – вспоминает Лидия Петровна.

В 1961 году Лидия Петровна вернулась в Новосибирск. Прошла специализацию по нейрохирургии. В декабре сдавалась поликлиника № 16, и в ней открывался городской нейрохирургический кабинет, который Лидия Петровна и возглавила. В поликлинике она проработала до ухода на пенсию. Много времени отнимали общественные нагрузки. Лидия Петровна была председателем местного комитета, секретарем парторганизации. Много лет редактировала стенную газету «Медик» и сатирическую газету « Костоправ». Общий трудовой стаж Лидии Петровны – 48 лет.

Несмотря на преклонный возраст Лидия Петровна бодра и полна энергии. Ее юношеская мечта – возится с растениями – воплотилась в работу на садовом участке. Она до сих пор сама выращивает там все овощи. Секрет своего долголетия Лидия Петровна видит в том, что она всю жизнь в движении: «Я всегда много ходила. И до сих пор хожу. Ради трех-четырех остановок никогда не садилась в трамвай или автобус. Всегда ходила пешком».

А еще Лидия Петровна удивительно доброжелательный, отзывчивый человек. И то добро, которое она всю жизнь отдает людям, возвращается к ней сторицей.

Марина Есикова

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.