Александр Леонидович Кривошапкин. Звезды сошлись правильно.

Что определяет выбор профессии? Иногда на этот вопрос ответ сформулировать невозможно. Тогда говорят: «Так звезды сошлись». С победителем областного конкурса «Врач года – 2014» заведующим отделением анестезиологии и реанимации Нейрохирургического центра Дорожной клинической больницы Александром Леонидовичем Кривошапкиным в свое время произошло именно это – сошлись звезды. Остальное он сделал сам.

– Почему Вы в свое время выбрали профессию врача?

– Не знаю даже. Как-то никогда об этом не задумывался. И не мучился никогда на этот счет. Окончил школу – подал документы в мединститут. Мама у меня была учительницей русского языка и литературы, папа – тренер. Так что со стороны родителей «медицинских генов» не было. Может быть, какую-то определенную роль сыграл пример брата: когда я сдавал выпускные экзамены в школе, он оканчивал медицинский институт. Меня в свое время очень впечатлило то, как он зубрил анатомию. Впечатлило, но не остановило. Наверное, так звезды сошлись.

– В выборе специальности тоже звезды участвовали?

– Нет. Это было вполне осознанно. Хотя случайность тоже имела место. После третьего курса на сестринской практике я попал в отделение реанимации Областной больницы. Попал я туда случайно – опоздал, и все остальные места уже были распределены. И так мне понравилось там – драйв этот! Да еще ведь в Областной больнице реанимация и анестезиология всегда были разделены. Вот реаниматология меня и затянула. Хотя со временем анестезиология стала нравиться больше. Но заниматься приходится и тем и другим всю жизнь.

– Почему такая переориентация в предпочтениях произошла?

– Не знаю. Я ведь педиатрический факультет заканчивал и начинал работать в третьей детской больнице. Дело имел с детьми. А сейчас у меня пациенты возрастные. И порой не знаешь, то ли ты человеку жизнь продлеваешь, то ли мучения. Лично я не хотел бы умирать долго. Помните, песня была – если смерти, то мгновенной… В операционной же от тебя, как специалиста, очень многое зависит. Не все, но многое. Мера ответственности везде, и в отделении, и в операционной, одинакова – человеческая жизнь. А результат лично для тебя порой разный. Как-то так.

– Как вы из детского реаниматолога превратились во взрослого?

– Это заслуга моего брата – Алексея Леонидовича. Он работал в НИИТО и уговорил меня туда перейти. Как раз мой первый заведующий Эдуард Николаевич Прудников, который мне, что называется, руки ставил, ушел из детской больницы, где я тогда работал. И у меня по этому поводу определенные переживания были. Какие-то реорганизации начались. В общем, я решился и ушел в НИИТО. И я очень благодарен этому институту. Я там защитил кандидатскую диссертацию, получил высшую категорию и вообще за двадцать лет в НИИТО, я многому научился. Когда я туда пришел, там работали легендарные личности. Ксения Ивановна Харитонова – основоположник нейрохирургии в Западной Сибири. Яков Леонтьевич Цивьян, ортопед, чье имя Институт сегодня носит. Он делал уникальные операции. У меня были наставники – анестезиологи: Маргарита Константиновна Умигова, Нина Дмитриевна Майорова, слава богу, она жива, и мы с ней общаемся до сих пор. Я ее поздравляю по телефону со всеми праздниками и всегда говорю, что мне ее не хватает. Иногда ведь и помогать не надо, а важно знать, что ты можешь обратиться в трудную минуту, что у тебя за спиной стоит кто-то старше и опытнее. А теперь вот ко мне обращаются. За моей спиной уже никого нет. И это ощущение, что старший товарищ тебе может помочь, когда у тебя спина мокрая, оно очень важно. Там я стал тем, кем стал.

– А Дорожная больница как появилась в Вашей судьбе?

– Это Алексей меня опять позвал, когда ему предложили на базе Дорожной больницы создавать нейрохирургический центр. Но уходил я из НИИТО тяжело. Вначале работал и там, и там. Но сейчас уже привык. И понимаю, что работаю в очень хорошей больнице, в прекрасных условиях. Благодаря Дорожной больнице я стал известен в городе и в области. Все же НИИТО – федеральный институт. И они, во всяком случае раньше, были больше ориентированы на Москву, за рубеж. А здесь я часто бываю в городских больницах, в ЦРБ с консультациями. Даже на конкурсе, я увидел, что бывал практически во всех учреждениях, чьи представители были в жюри.

– Вы строгий руководитель?

– Нет. Я, конечно, требую все, что полагается делать. Но все же отношения стараюсь строить, прежде всего, на человеческой основе. У меня самого были начальники отзывчивые, к которым можно было обратиться с просьбой. И я стараюсь таким быть. Чтобы коллектив хорошо работал, в нем должна быть дружеская, дружелюбная обстановка. Поэтому я стараюсь не конфликтовать, а решать какие-то проблемы через беседу. Хотя иногда приходится и в конфликты ступать. Жизнь есть жизнь.

– Что помогает преодолевать эмоциональные перегрузки, неизбежные в Вашей работе? Как Вы отдыхаете?

– Это мой характер. Я по жизни оптимист. Как бы порой трудно не было на работе, с пациентами, в семье, я всегда верю, что все будет хорошо. А отдых? Ничего особенного. У меня как-то нет хобби. Но я люблю заниматься домашним хозяйством. Как-то так сложилось, что, кроме меня, в семье этим заниматься было некому. . Мама была учителем литературы, всегда работала на 1,5-2 ставки. Тетради, подготовка к урокам. Отец всегда по командировкам. Алексей учился. Я люблю уют. У меня вот даже в кабинете цветы, за которыми я сам ухаживаю. Я навожу порядок дома, на даче. Газон вот подстригаю. Собака есть. Собаку завела дочь, а гуляю с ней я. Йоркширский терьер, смотрюсь я с ним, конечно, оригинально. Люблю готовить. У меня отец учился в военном училище в Средней Азии. Там он научился готовить настоящий плов. И мне эту науку передал.

– Что для Вас значило участие в конкурсе, победа?

– Конечно, когда в финале назвали мою фамилию, я испытал радость. Не стану этого скрывать. Хотя все финалисты были достойны не менее меня. И я понимаю, что выиграл не только я – выиграла Дорожная больница. Это, действительно, уникальное учреждение. По возможностям, по оснащению. Я при необходимости могу привлечь специалиста любого профиля, провести любую консультацию, исследование. У нас нет проблем с лекарственным обеспечением. Конечно, в таких условиях проще работать и легче добиваться результатов. Поэтому, когда меня коллектив выдвинул для участия в конкурсе, то я постарался сделать все как можно лучше. Рад, что оправдал доверие коллег.

– Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать хорошим врачом?

– Надо любить свою работу. Работа должна приносила удовольствие от самого процесса и удовлетворение от результата. Мне пока нравится моя работа. Сейчас у меня дочь заканчивает медуниверситет, выбирает специальность. И я желаю ей и всем, кто, как и она выбирает специальность, выбирать ее по своему характеру. Не по престижу, не по каким-то романтическим представлениям. А адекватно и правильно оценивать свой характер. И в этих определенных для себя рамках полностью себя реализовывать.

– Что Вы можете поставить себе в заслугу?

– Реально спасенные человеческие жизни.

Поделиться:

1 комментарий

  1. Это было много лет назад.Сейчас мне 38,а тогда не было и 6 лет. “Доктор Кривошапкин”-именно так все эти годы в моей семье помнят Александра Леонидовича.Именно в те годы,когда он работал в 3 детской,мне,маленькой девочке,заболевшей в далёких 90-ых двусторонней пневмонией, он действительно спас жизнь…Низкий поклон и Александру Леонидовичу,и всем врачам и медперсоналу 3 детской,кто работал в 1983-1984 году!(ваша тогда маленькая пациентка Ольга Тестова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.