Состоялась итоговая коллегия департамента здравоохранения Новосибирской области

10 февраля состоялась коллегия департамента здравоохранения Новосибирской области, которая подвела итоги работы медицинской отрасли в 2008 году и наметила перспективы развития на 2009 год.

Предлагаем вашему вниманию материалы работы коллегии.

Медицинская помощь должна быть качественной, а образ жизни – здоровым

(Выступление руководителя департамента здравоохранения Новосибирской области В.В. Степанова)

В начале своего доклада В.В. Степанов отметил, что 2008 год был беспрецедентным годом инвестиций в здравоохранение. Свыше 2 млрд. рублей были направлены на капитальное строительство, реконструкцию лечебных учреждений, оснащение их медицинским оборудованием. Введены в строй консультативно-диагностическая поликлиника ОГУЗ «ГНОКБ», поликлиника Мошковской ЦРБ, врачебная амбулатория в селе Ояш Мошковского района, клинико-диагностический корпус МУЗ «Городская поликлиника № 1», лечебный корпус МУЗ «Городская больница № 3», первая очередь Доволенской ЦРБ и др. По словам руководителя департамента, « это большой вклад в развитие системы здравоохранения, и мы в определенной степени имеем долг по эффективности использования данных баз».

Финансовое наполнение территориальной Программы государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи жителям Новосибирской области по итогам года оказалось выше запланированного изначально. Планировалось, что объем Программы составит 12 млрд. рублей, фактически же на ее реализацию было направлено 13,7 млрд. рублей. Причем впервые рост бюджетных ассигнований предопределил не только рост заработной платы медицинским работникам, но рост инвестиционной составляющей. В 2008 году лечебные учреждения получили больше средств на ряд технологических статей. Это, по мнению В.В. Степанова, создало условия работы по-новому.

В 2008 году выросла заработная плата. Сегодня заработная плата участкового врача в среднем составляет 24 тыс. 931 рубля, узкого специалиста 16 тыс. рублей, участковой медицинской сестры – 15 тыс. 939 рубля.

Успешно реализовывалась программа дополнительного лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на льготы. Федеральный бюджет полностью выполнил свои обязательства перед регионом. В минувшем году из 130 тысяч 968 федеральных льготников правом на получение бесплатных медикаментов воспользовались 100 тысяч человек. Им было отпущено лекарственных препаратов на общую сумму 783 млн. рублей, средняя цена одного рецепта оставила 647 рублей. «Это, – отметил руководитель департамента, – сказалось на показателях здоровья и на показателях выживаемости, увеличение продолжительности жизни в категории граждан от 55 лет и старше».

В 2008 году на оказание высокотехнологичных видов помощи за счет федерального бюджета Новосибирской области было выделено 5 тысяч квот. Однако реально помощь получили более 8 тысяч человек. Это стало возможным благодаря тому, что значительные средства были выделены из областного бюджета и увеличено число федеральных квот. Серьезным достижением Владимир Валентинович Степанов назвал реализацию совместного проекта департамента здравоохранения области, Новосибирской областной клинической больницы, главного управления здравоохранения мэрии Новосибирска и НИИ патологии кровообращения им. Е.Н. Мешалкина. Отработана система неотложной помощи больным с острым инфарктом миокарда. Этот проект наглядно продемонстрировал равную доступность высокотехнологичных видов медицинской помощи всем категориям населения региона, независимо от социального статуса и места жительства пациента.

В 2008 году была начата работа по оказанию высокотехнологичных видов помощи в государственных и муниципальных лечебных учреждениях. Так, в Новосибирской областной больнице по федеральным квотам оказывалась высокотехнологичная нейрохирургическая помощь, проводилось протезирование суставов. В 2009 году эта работа будет продолжена. В ближайшее время лицензии на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи получат городская клиническая больница № 1, детская больница скорой медицинской помощи № 3. Руководитель департамента отметил, что многие современные медицинские технологии стали в наших учреждениях обычным делом. Это эндоваскулярная хирургии, трансплантация органов и тканей, выхаживание недоношенных детей с экстремально низкой и низкой массой тела, комбинированное лечение гематологических заболеваний и в целом заболеваний в области терапии. По мнению В.В. Степанова, это тоже прорыв: «Современная больница там, где применяют технологии органосберегающие, технологии, которые помогают человеку продолжить активную жизнь».

Дали свои результаты и мероприятия по снижению смертности трудоспособного населения. В 2007 году показатель смертности трудоспособного населения составлял 710,0 на 100 тысяч, в 2008 году – 695,0 на 100 тысяч. Снижение смертности наблюдается от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и туберкулеза. Но руководитель департамента отметил, что если в структуре заболеваемости на первом месте стоят болезни органов дыхания, то в структуре смертности – сердечно-сосудистые заболевания. При этом в ходе дополнительной диспансеризации работающего населения выявляемость болезней системы кровообращения оказалась только на четвертом месте. И это повод для анализа работы амбулаторно-поликлинического звена. По мнению В.В.Степанова, здесь есть определенные резервы для концентрации усилий на тех заболеваний, которые сегодня лидируют в структуре смертности.

В 2008 году в стационарных учреждениях работало 8478 коек, обеспеченность ими на 100 тыс. населения составила 65,3. Показатель работы койки составил 311. Сократилась средняя длительность пребывания в стационаре. Госпитальная летальность при достаточно высоком уровне госпитализации (299) составила 1,1. Однако анализ этого показателя в целом ряде лечебных учреждений заставляет задуматься о качестве оказания медицинской помощи. К примеру, досуточная летальность при остром инфаркте миокарда в городской больнице № 12 достигает 66,7 % , 28,7% – в Куйбышевской ЦРБ. При этом в городской больнице № 11 этот показатель составляет 11 % .

Остановился руководитель департамента на ситуации с заболеваемостью туберкулезом. Последние 15 лет показатель заболеваемости в области был выше, чем в среднем по России. В 2008 году он составил 136,6 на 100 тысяч жителей. При том, что в Новосибирской области высокий охват населения профилактическими флюороосмотрами (85%), высоким остается показатель запущенности. Данную проблему, по мнению В.В.Степанова, только фтизиатрическая служба решить не может, необходимо активное участие всех медицинских работников, начиная с фельдшерско-акушерских пунктов.

За последние три года отмечен значительный рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией. Если в 2005 году показатель заболеваемости составил 6,0 на 100 тысяч населения (абсолютное количество 162 человека), то в 2008 году – 107,4 (абсолютное количество 2835 человек). По мнению В.В. Степанова, остановить эту эпидемию можно только одним – пропагандой здорового образа жизни.

Руководитель департамента здравоохранения назвал основные направления работы в сфере здравоохранения в 2009 году и на период до 1011 года:

Инновационное и кадровое обеспечение развития здравоохранения Новосибирской области

1. Повышение уровня укомплектованности ЛПУ, прежде всего первичного звена, квалифицированными медицинскими кадрами;

2. Создание системы непрерывного образования за счет специализации, усовершенствования подготовки и переподготовки кадров;

3. Разработку индикаторных показателей качества работы лечебно-профилактических учреждений, специалистов амбулаторно-поликлинического звена и регламентов работы врачей первичного звена здравоохранения в му¬ниципальных ле¬чебно-профилактических учреждениях;

4. Увеличение объема стационарзамещаю¬щей помощи в об¬ластных государст¬венных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;

5. Осуществление мероприятий по исполнению полномочий в сфере здравоохранения и социального развития по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и контролю качества оказания медицинской помощи гражданам;

6. Разработку комплекса показателей для осуществления мониторинга эффективности деятельности муниципальных систем здравоохранения на территории Новосибирской области;

7. Внедрение и развитие аутсерсинга на основе создания автономных государственных учреждений здравоохранения, выполняющих функцию обеспечения ЛПУ;

8. Взаимодействие ДЗНО с СО РАН, СО РАМН, планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения.

Формирование и пропаганда здорового образа жизни

1. Совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения, особенно детей, подростков, молодежи, через средства массовой информации. Развитие волонтёрского движения;

2. Организация школ здоровья по профилактике сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, сахарного диабета;

3. Взаимодействие со средствами массовой информации в целях широкого информирования населения Новосибирской области о достижениях и положительных результатах развития медицины в Новосибирской области;

4. Взаимодействие с общественными объединениями граждан в целях развития здравоохранения в Новосибирской об¬ласти.

Гарантированное обеспечение населения области качественной бесплатной медицинской помощью

1. Разработка ведомственного плана мероприятий по охране здоровья матерей и детей первого года жизни;

2. Проведение мероприятий, направленных на снижение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний у лиц трудоспособного возраста;

3. Работа по оказанию медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

4. Проведение мероприятий, направленных на профилактику и раннее выявление наркомании, туберкулеза и инфекций, передающихся половым путем;

5. Реализация программы строительства, капитальных ремонтов и реконструкции объектов здравоохранения на 2009-2011 гг.

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Новосибирской области

1. Проведение дополнительной диспансеризации работающего населения и дополнительных медицинских осмотров работников, связанных с вредными и опасными факторами;

2. Повышение эффективности и безопасности при организации заготовки, переработки и хранения донорской крови и ее компонентов.

Обеспечение социальных гарантий отдельным категориям граждан в части лекарственного обеспечения

1. Организация формирования заказа на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для государственных нужд Новосибирской области;

2. Организация обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

3. Проведение мониторинга цен на лекарственные средства, применяемы для оказания медицинской помощи в рамках Новосибирской областной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации;

4. Формирование системы мониторинга безопасности и эффективности лекарственных средств.

VI. Стандартизация медицинской помощи

1. Утверждение стандартов медико-технического оснащения общих врачебных практик, амбулаторно-поликлинических учреждений, стационаров;

2. Дальнейшая разработка региональных стандартов оказания амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи населению.

Внедрение информационных систем в здравоохранении

1.Информатизация процесса оказания первичной медико-санитарной помощи (создание и внедрение автоматизированной системы ведения медицинской карты пациента в электронном виде, создание программного продукта “Регистратура”, “Льготный рецепт” и др.), а также лечебно-диагностического процесса, в том числе на основе обеспечения доступа медицинских работников к нормативно-справочной информации, необходимой для профессиональной деятельности;

2. Создание информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи;

3. Создание информационно-аналитической системы ведения региональных реестров и регистров по основным заболеваниям (сахарный диабет, острые нарушения мозгового кровообращения, болезнь Гоше, миелолейкоз, хроническая почечная недостаточность и др.), а также нормативно-справочного обеспечения в сфере здравоохранения;

4. Информационная поддержка оказания услуг высокотехнологичной медицинской помощи.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения

1.Реализация мероприя¬тий по предупрежде¬нию и борьбе с заболе¬ваниями социального характера. Реализация ведомственной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2008-2010 годы»; Программы мер по демографическому развитию Новосибирской области; «Дети Новосибирской области» на 2008 – 2012 годы «подпрограмма «Здоровое поколение»;

2.Разработка ведомственного плана мероприятий по снижению заболеваемости туберкулезом и СПИДом на территории Новосибирской области;

3.Проведение иммунизации подлежащего населения.

Здоровое безопасное питание

1.Поддержка грудного вскармливания детей раннего возраста;

2. Образование и обучение различных групп населения по вопросам здорового питания совместно с СО РАМН.

Внедрение инновационных моделей финансирования медицинских учреждений, основанных на увеличении мотивации к качественному оказанию медицинских услуг населению

1.Совершенствование отраслевой системы оплаты труда на основе разработанной методики расчета заработной платы от объёма доведённой работы и качества её исполнения;

2. Разработка и утверждение модели мотивированных принципов подушевого финансирования для амбулаторно-поликлинических учреждений – за пролеченного больного по усреднённым счетам, в стационаре – в рамках клинико-экономических стандартов;

3. Создание и утверждение областного справочника медицинских услуг, определение методики расчёта стоимости медицинской услуги;

4. Создание модели оценки качества государственных (муниципальных) заданий для ЛПУ на основе качественных индикативных показателей, удовлетворённости пациентов доступностью оказания медицинской помощи.

Выступление губернатора Новосибирской области В.А. Толоконского на итоговой коллегии департамента здравоохранения

Сосредоточить внимание на решении системных задач

В начале своего выступления Виктор Александрович Толоконский отметил, что

здравоохранение играет системообразующую роль в решении всех задач развития региона и обеспечения жизнедеятельности граждан. Поэтому, по словам губернатора, очень важно, чтобы коллегии обновило задачи, как на уровне департамента, так и на уровне каждого района, города, на уровне лечебного учреждения: «Для меня совершенно очевидно, что повышение эффективности работы здравоохранения требует обновления на уровне учреждения, обновления внутренней организации нашей работы, повышения профессионального уровня врача и всего медперсонала, избавления от формализма и бюрократии. Многие регламенты работы устарели. И мы должны эти внутренние регламенты, режимы работы, традиции очень серьезно изменить. Изменить порядок отчетности, изменить понимание того, для чего мы работаем».

Виктор Александрович подчеркнул, что задачей департамента должно стать управление процесса достижения конкретных целевых задач. Это означает отход от администрирования на уровне учреждения и внимание к структурным изменениям, управление процессом.

Далее губернатор остановился на некоторых целевых задачах, которые призвано решать система здравоохранения области: «Ответственное, заинтересованное деторождение. Это задача, которая должны решать система охраны здоровья. Не администрировать родильным домом и женской консультацией, не ломать голову, как правильно организовать зарплату, это сделает главный врач, а создать правильный процесс, чтобы общество на это правильно реагировало, и рождаемость от этого росла бы. Те, демографические показатели, которые мы имеем, это пока еще скорее случайная тенденция, чем закономерность. А мы имеем все возможности качественно повысить уровень рождаемости, если правильно будем управлять процессом.

Формирование у детей потенциала физического и нравственного здоровья. Мы должны заложить потенциал здоровья такой силы, чтобы ребенок был заинтересован в хорошем образовании, в содержательной интересной жизни, чтобы он не был подавлен с раннего возраста социальными, в том числе медицинскими процессами.

У нас нет системы просвещения. Здесь может быть целая система и телевизионных передач и всяких просветительских акций. Для этого не требуются никакие деньги. У нас собственная система государственных средств массовой информации, которой только не хватает содержания. Не финансовых ресурсов, а содержания. И поручение будет обязательно сделано в моем распоряжении.

Физическая активность и позитивный эмоциональный настрой – это тоже потенциал здоровья. Вы часто об этом говорите с пациентами? Думаю, крайне недостаточно. Естественная, комфортно организованная профилактика и диспансеризация. Не под конвоем, не по графику, а привлекательно для людей, с пониманием для чего это делается. Для этого есть все материальные условия. Продлить профессиональную и социальную дееспособность – это тоже наша задача.

У нас ужасающая статистика травматизма. Мы должны целевым образом создать иную систему профилактики, поставить задачи перед другими государственными системами, создать иную систему скорой неотложной помощи. Словом, таких целевых задач вы должны как профессионалы сформулировать очень много».

Затем Виктор Александрович заострил внимание собравшихся на проблемах подготовки кадров для здравоохранения: «Система непрерывного образования должна быть, и это должно быть элементом культуры каждого современного образованного человека. Да, для этого потребуются некоторые структурные решения, но мы должны более точно принять и собственные управленческие решения, изменить систему работы НГМУ. В таких материальных условиях, в которых университет существует, готовить современных врачей нельзя. Это безобразие. И никто не должен мириться здесь с равнодушием министерства и безынициативностью руководителя университета. Это должна быть позиция всего медицинского сообщества.

Мы должны более эффективно взаимодействовать с научными организациями, научно-исследовательскими институтами, всегда понимая, что, решая стратегические задачи развития области, мы должны быть центром самых современных медицинских технологий. Мы должны быть не только эффективны в поддержании здоровья и качестве жизни населения, мы должны быть уникальными для всей России в проведении особо сложных диагностик, лечении, реабилитации, чтобы и за счет этого Новосибирский регион был максимально привлекательным для жизни и для экономического и социального развития».

Остановился губернатор и на некоторых проблемах поликлинической службы: «Должны быть серьезно обновлены структуры и регламенты поликлинического звена с созданием более эффективной системы сочетания взаимодействия общей практики, участковой службы и консультационно-диагностических отделений и центров. Необходимо найти здесь более эффективное сочетание.

Я очень позитивно воспринимаю усилия Новосибирска и некоторых других городов и районов, которые развивают общую врачебную практику. Только делать это надо быстрее и масштабнее».

В выступлении губернатора была затронута и проблема финансирования: «Мы обновим систему финансирования. При этом я убежден, что финансирование на начальном этапе будет включать в себя как обязательный норматив, так и стимулирующее программное проектное финансирование. Норматив будет гарантировать оказание качественной медицинской помощи на тот уровне, на котором мы сейчас имеем, стимулирующие программы и гранты будут стимулировать новое качество работы ЛПУ, и будет достаточно весомым.

В стационарах мы должны более основательно изменить систему финансирования. Все стационарные лечебные учреждения должны получать оплату за выполненную работу по более эффективной системе тарифов и прейскурантов. Необходимо так построить тарифы и прейскуранты, чтобы стимулировать интенсивную, сложную работу, чтобы ЛПУ было заинтересовано оказывать самую сложную медицинскую помощь. Мы сможем в этих тарифах и прейскурантах предусмотреть более высокую оплату в начальный период, в первый день. И это тоже будет стимулировать интенсивную, качественную работу. За счет этого как раз те специалисты, которые определяют сегодня возможности здравоохранения, будут иметь возможность очень хорошей зарплаты. Нам надо серьезно усилить внутреннюю работу за счет интенсивности и качества и большей доли выполнения сложной медицинской функции».

Особо губернатор остановился на тех сложностях, с которыми столкнулся регион в условиях экономического кризиса: «Доля зарплат и социальных выплат составляет в бюджете области более 60 процентов. Поэтому понятно, что, имея сокращение доходов, обеспечить 20-процентный рост расходов с таким большим удельным весом очень трудно. Но мы их обеспечим. И никаких здесь сомнений не должно быть. Все защищенные статьи будут своевременно полностью финансироваться. Но у нас серьезно страдает инвестиционный бюджет. Мы от него не отказываемся полностью, но все отрасли получат значительно меньше средств на ремонты, строительства и приобретение оборудования. Этих программ почти не будет в 2009 году. Объем капвложений в здравоохранении составит всего порядка 300 млн. рублей. Мы не останавливаем реконструкцию в тех районных больницах, где эта реконструкция шла, но существенно уменьшим лимит этих средств. Работы будут продолжаться, но это будет существенно уменьшено. И в этом году не будет новых объектов. Ни одного нового объекта в здравоохранении не будет, равно как и в других социальных отраслях. Поэтому все планы текущей жизнедеятельности вы должны реализовывать, исходя из этих бюджетных правил».

Обратил внимание губернатор на формирование областной Программы государственных гарантий: «Я согласен с предложениями, что надо по-новому и в другие сроки формировать Программу государственных гарантий. То, что утверждается правительством, не может привести к качественным серьезным изменениям. Я думаю, что наши подходы будут несколько более революционными, и мы этим займемся в самое ближайшее время. Я глубоко убежден, что для того, чтобы здравоохранение качественно развивалась, система госгарантий должна быть очень жестко, строго прописана. Сегодня этого, к сожалению, нет. На самом деле, должно быть точное понимание, какие виды медицинской помощи в любом случае и в любом учреждении оплачиваются из системы ОМС. И наоборот, должны быть виды медицинской помощи, жестко прописанные, которые не позволяют ни одному гражданину, ни российскому, ни иностранцу, получить эту помощь, не оплатив ее либо из своего кармана, либо по полису ДМС. Вот почему очень важно правильно и точно понимать эту систему госгарантий, которая бы ни в чем не подрывала качество жизни и возможности граждан, но не закрывала бы путь для качественного развития системы здравоохранения. Иначе никакая оптимизация ни к чему не приведет. Более того, будет раздавлена частная медицина, поскольку если мы все будем стремиться оказывать бесплатно, то конкуренция невозможна. А если не будет конкуренции, то и развитие будет очень слабым. Ключ к решению этой проблемы я вижу в том, чтобы сделать точную понятную прозрачную систему госгарантий. И при этом я не хочу здесь излишнего административного вмешательства. Мы будем вводить определенные тарифные ограничения, сколько должно стоить то или иное лечение, но не будет стоять с ружьем над лечащим врачом и бесконечно опять заниматься бюрократией и администрированием. Если мы правильно определим перечень медицинских патологий, понимание от чего должен быть защищен гражданин, все остальное будет уже развитием этой системы».

В заключении Виктор Александрович поблагодарил собравшихся и пожелал успехов в решении поставленных задач.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.