Анастасия Андреевна Марущак: Хочу дальше развиваться в практической медицине

марущак

Приз зрительских симпатий на областном конкурсе профессионального мастерства «Врач года – 2016» получила Анастасия Андреевна Марущак, заведующая неврологическим отделением № 2 городской клинической больницы № 1. О выборе специальности и особенностях работы в одном из самых тяжелых отделений больницы состоялся наш с ней разговор.

– Почему Вы выбрали медицину, а в ней неврологию?

– Я думаю, что к выбору профессии меня подтолкнула мама. В семнадцать лет все же немногие четко понимают и знают, кем они хотят быть. Может быть, это была мамина нереализованная мечта. Я поступила в медицинский институт и теперь понимаю, что это был абсолютно правильный выбор. После третьего курса начала работать палатной медсестрой в отделении реанимации в городской клинической больнице № 1. На тот момент у меня еще не было четкого понимания, какой специальностью заниматься. Почему в итоге выбрала неврологию? Сложно сказать, но вероятно пациенты были очень интересные. Потом я попала в интернатуру в отделение неврологии в нашей же больнице, в замечательный коллектив, который мою заинтересованность этой специальностью только укрепил. После окончания интернатуры я осталась здесь.

В неврологии очень много переплетено. Пациенты достаточно интересные. У каждого своя судьба. Надо хорошо знать какие-то топические моменты, прислушиваться к тому, что тебе рассказывает пациент. Ты расспрашиваешь, оцениваешь его неврологический статус и предполагаешь, где произошел патологический сбой. При этом многим пациентам требуется какая-то психологическая помощь. Человек пришел с головной болью. Но порой достаточно с ним поговорить, обсудить какие-то моменты, и он понимает, что проблемы как таковой нет. То есть здесь есть возможность межличностного общения с пациентом, возможность включать клиническое мышление. Это, наверное, есть в любой клинической специальности, но в неврологии проявляется особенно ярко. Не бывает недели, чтобы не захотелось полистать книгу. Встречаются редкие синдромы. Периодически общаясь с пациентом, понимаешь, что чего-то ты не знаешь еще. Надо какие-то пробелы восполнить. Может быть, неврология нравиться и тем, что требует постоянного развития. Ты не можешь и не должен стоять на месте.

– Это благодарная специальность?

– Скорее нет, чем да. Особенно сейчас, когда основная моя работа связана с пациентами с нарушениями мозгового кровообращения. По статистике, инсульт чаще всего заканчивается инвалидностью. Естественно это социальная драма. Не только самого пациента, который оказывается прикован с постели, но и для его близких, его семьи. Они бывают не готовы к тому, что происходит. К примеру, кардиологический больной. Заболело сердце, поставили стент, ангинозные боли прошли, и он чувствует себя прекрасно. В неврологии такого нет. Конечно, есть возможности современной терапии, развиваются новые технологии. Но, к сожалению, немного пациентов, которые полностью возвращаются к труду, и для этого прилагается очень много усилий целой бригады специалистов. Тем не менее, с созданием сосудистого центра произошли изменения. У нас пациенты преимущественно с инсультом. Они похожи по характеру своего заболевания, у них одна причина, заставившая вызвать скорую помощь. И глядя друг на друга, они видят, что у кого-то что-то получается, кто-то может больше, и это заставляет их тянуться друг за другом, и в конечном итоге, безусловно, дает желаемый результат.

– Вы достаточно молодой руководитель. Это трудно? Что Вы ставите во главу в этой работе?

– Отделением я заведую с 2011 года. Руководитель я молодой, но и коллектив у меня такой же молодой. У нас достаточно интенсивная работа. Поэтому люди более старшего поколения не задерживаются. Достигают определенного этапа и уходят на более спокойное место. Средний возраст сотрудников не более 35 лет. Какой я руководитель? Спокойный. Я предпочитаю спокойно общаться с подчиненными, в любой ситуации найти компромисс.

– Кого Вы считаете своими учителями?

– Это Наталия Викторовна Корнач, моя первая заведующая. К сожалению, ее уже нет с нами, она очень рано ушла из жизни. Она и принимала меня на работу. Мой научный руководитель Татьяна Федоровна Попова, профессор кафедры неврологии, куратор нашего отделения, она имеет редкое сочетание богатого клинического опыта и массив теоретических знаний. Очень теплые отношения у нас сложились с заведующим кафедрой неврологии Борисом Матвеевичем Дорониным. Борис Матвеевич – высокий профессионал и очень душевный обаятельный человек. У него широкий круг знаний. При этом у него ты учишься не только практическим, профессиональным моментам, но и каким-то жизненным. Теплые слова хочется сказать в адрес Аллы Николаевны Дробинской, заместителя главного врача по медицинской части. Она очень помогла при подготовке в конкурсу, и в целом в лечебной работе и в организации рабочего процесса у нее многому можно поучится.

– Чего бы Вы хотели еще достичь в профессии?

– Хочу дальше развиваться, развиваться именно в практической медицине. Есть желание освоить смежные специальности: очень интересная наука гемостазиология, да и реанимационных навыков порой не хватает. Хотелось бы попробовать преподавать.

– А наукой заняться желания нет?

– Я защитила кандидатскую диссертацию. Может быть, лет через пять придет желание вновь заняться научной работой, начать собирать материал для докторской. Но не сейчас, сейчас в приоритете практическая деятельность.

– Домашние поддерживают?

– Да. Муж все понимает и помогает. И в домашних делах, и в воспитании дочери.

– Как Вы справляетесь с неудачами? Что помогает восстанавливаться?

– Наша профессия такова, что ты не всегда можешь помочь. И это тяжело. Особенно, когда это касается молодых пациентов. Всегда трудно говорить об этом родственникам. Особенно страшно говорить родителям, что с их ребенком произошла катастрофа, которая фатальна. Волей-неволей через себя это пропускаешь. Чтобы с этим справляться, я стараюсь заполнять свою жизнь не только работой, но и по максимуму чем-то другим. Много времени провожу с ребенком, который дарит положительные эмоции. Общаюсь с друзьями, по возможности провожу время активно.

– Желание найти более спокойное место не посещает?

– Нет. Я не смогу работать по-другому. Я не вижу себя на поликлиническом приеме или в отделении плановой помощи. Наверное, уже привыкла к постоянному движению, быстрому переключению с одного на другое, необходимости экстренного принятия решения. Характер, наверное, такой.

– Какими качествами должен обладать хороший невролог?

– Спокойствием. Способностью рационально мыслить. Умением среди многого видеть значимое. Неврологический пациент предъявляет много жалоб, и в этом надо увидеть то ядро, которое приведет тебя к верному диагнозу. Надо обладать определенными аналитическими способностями. И, конечно же, надо любить свою профессию. Если тебе это нравиться, если ты хочешь развиваться, то ты достигнешь определенного уровня.

– Чем для Вас стало участие в конкурсе?

– Это высокая планка, которая заставляет развиваться дальше. Там на сцене я с трудом сдерживала эмоции. Огромное спасибо моему коллективу, руководству больницы. Знаете, я там еще раз почувствовала, что значить команда. Такая у меня группа поддержки была замечательная во главе с моим руководителем Владимиром Борисовичем Барбаричем. Это много значит. Их вера, их поддержка. Хотя сама я считала, что мне еще рановато в таких конкурсах участвовать.

Марина Есикова

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.