Переориентация на качественные показатели. Интервью с Владимиром Валентиновичом Степановым.

За последние годы система здравоохранения в Новосибирской области сделала качественный рывок вперед. У нас появились новые современные больницы, внедряются в практику самые передовые технологии. По таким показателям работы, как младенческая и материнская смертность, область занимает одно из лучших мест в России. О том, что было определяющим в работе новосибирских врачей в уходящем году, рассказывает руководитель департамента здравоохранения Новосибирской области Владимир Валентинович Степанов.

– На мой взгляд, самым важным событием в здравоохранении Новосибирской области в 2009 году стала разработка концепции развития амбулаторно-поликлинической службы с совершенно новыми подходами и задачами ее работы. Определять результаты работы должны теперь не количественные, а качественные показатели. И главный из них – удовлетворенность пациентов, отсутствие жалоб. Ведь в чем сегодня причина неудовлетворенность пациента? Не в технологии оказания помощи, а в отношении к пациенту. Техническая оснащенность лечебно-профилактических учреждений, технологии позволяют сегодня оказывать медицинскую помощь на самом высоком уровне. Об этом говорит и анализ жалоб пациентов. Девяносто восемь процентов жалоб связано с деонтологическими моментами.

Где сегодня самое узкое место в работе поликлиники? Регистратура. И в этом году мы поставили цель – в регистратуре должны работать только специалисты со средним медицинским образованием. Их должно быть больше, там должны быть нормальные условия для работы.

Мы впервые поставили жестко вопрос перед руководителями лечебно-профилактических учреждений, а что вы сделали для организации рабочего места врача и среднего медработника? Национальный проект «Здоровье» дал нам заработную плату, оборудование, но он дал и увеличение отчетности. Почему мы эту отчетность возложили на участкового врача? У нас есть организационные отделы, статистики и т.д. Врач должен приходить на работу, как «пилот в кабину самолета». Все должно быть подготовлено. Он должен заниматься пациентам. А у нас он 70 процентов времени тратит на организационные вопросы.

Почему мы оцениваем хорошо или плохо работает больница по тому, сколько там койко-дней провел пациент. Эта цифра нужна управленцам, чтобы спланировать доступность медицинской помощи и работу лечебной сети. Но к оценке работы того или иного специалиста этот показатель никакого отношения не имеет. При этом у нас недостоверно регистрируется внутрибольничная инфекция, достаточно высокий процент осложнений, мы в недостаточной степени выполняем органосберегающие и органосохраняющие операции. Поэтому мы и разработали индикаторные оценки работы. Мы должны определить мотивацию врача и среднего медицинского работника к более качественному выполнению своих функциональных обязанностей. И не менее важная задача – создать среду, в которой бы человек почувствовал себя ответственным за свое здоровье. А среда – эта информация для человека. Пациент от участкового врача должен уходить так, чтобы у него не осталось никаких невыясненных вопросов, из стационара должен выписываться и знать, как в дальнейшем сохранить свое здоровье.

Еще одним значимым событием стал переход на отраслевую систему оплату труда. Мы заложили принцип, который должен развиваться. И уже есть определенные результаты. Сегодня есть врачи, которые получают и 80, и 100 тысяч рублей. Значит, эти специалисты, действительно, нужны. У нас не осталось младшего персонала с заработной платой ниже прожиточного минимума.

Но сказать, что принципы, заложенные в новую систему оплаты труда, реализуется везде в полной мере пока нельзя. Врачи должны работать на основе контракта. Нужно полностью уйти от понятия «ставка». Мы не должны считать, сколько человек отсидел часов на работе. Нас должен интересовать только объем работы, который он должен выполняет. И качество выполненной работы.

– Финансовый кризис внес какие-то коррективы в работу системы здравоохранения?

– Мы еще не были в кризисе. Мы не остановили ни один проект. Мы закончили строительство первой очереди Доволенской ЦРБ, Ордынской ЦРБ в значительной мере укрепили материально-техническую базу социальных служб, приобретали новое оборудование. Мы можем себе позволить. Конечно, для этого пришлось оптимизировать расходы. Думаю, что 2010 и 2011 годы в этом плане будут сложнее.

– Какие стратегические задачи стоят перед здравоохранением на будущий год?

– Стратегически мы будем работать над теми направлениями, которые заложены в 2009 году. Это переориентирование на качественные показатели. Нельзя больше оценивать работу участкового по тому, сколько пациентов он принял. Мы должны создать такую систему здравоохранения, при которой врачи нужны жителям, а жители нужны врачам.

– Ваши пожелания коллегам в канун Нового года?

– Я хочу поделать хорошего бодрого настроения. Нам всем несказанно повезло, что в свое время мы выбрали профессию врача. Мы всегда востребованы. И еще хочу поделать, чтобы родные, близкие не обижались на нас за то, что мы не всегда уделяем им достаточно внимания. Это только происходит только оттого, что наша работа, нужная и сложная, отнимает очень много времени и сил. Берегите себя и считайте, что вы самые лучшие люди на земле.

Марина Есикова
Поделиться:

1 комментарий

  1. Хочется задать вопрос-сколько же времени должен затрачивать врач поликлиники на одного пациента,чтобы у последнего не оставалось к врачу больше никаких вопросов. Так может говорить только тот руководитель который никогда не был ни только врачом поликлиники, но и врачом практиком вообще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.