Эффективность российского здравоохранения и система ОМС

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования оценок россиян услуг, предоставляемых по полису ОМС и состояния здравоохранения в целом.

Как показал опрос, полисом ОМС хотя бы раз в жизни пользовалось подавляющее большинство россиян (89%), в т.ч. 53% в последний раз обращались по нему в медучреждения не менее года назад. О том, что у них нет полиса обязательного медицинского страхования, сказали 3% респондентов.

Во время обращений в государственные и муниципальные медучреждения по полису ОМС гражданам чаще всего приходится сталкиваться с такими качественными проблемами и нарушениями прав пациентов, как длительное ожидание (56% испытывали подобного рода неудобства лично, 27% — знают о них со слов родственников и знакомых) и некомфортные условия —  отсутствие достаточного количества сидячих мест и нормальной вентиляции (42% и 11%), отсутствие необходимого оборудования, лекарств и т.д. (40% и 29%), непрофессионализм врачей, неправильно поставленный диагноз и назначенное лечение (37% и 43%).

С плохими санитарными условиями и грубым отношением медицинского персонала лично сталкивались 36% и 32% соответственно. От своих родственников и знакомых об этом слышали 18% и 36%. Среди распространенных проблем респонденты также отмечали требование оплатить медицинские услуги или лекарственные препараты, которые должны предоставляться бесплатно (31% и 30%), запись в карточку/медицинской документации большего количества процедур/услуг, чем было сделано во время приема (по 12%).

Наиболее действенными мерами по повышению качества медуслуг наши сограждане считают «наказание рублем» и меры по усилению степени личной ответственности руководящего состава: так, 48% говорят, что проблему может решить финансирование медучреждений в зависимости от качества предоставляемых услуг, 35% — увольнение руководителей медучреждений, оказывающих некачественные услуги, еще 25% — контроль со стороны независимых от медицинских учреждений организаций, защищающих права пациентов.

Правильной систему, при которой именно страховая компания, выдавшая полис ОМС, защищает права пациентов, считает большинство россиян — 82%, не согласны с этим всего 9% опрошенных. Появление в системе ОМС страховых представителей (в их обязанности входит информирование населения о возможностях системы ОМС, защита прав пациентов, решение спорных ситуаций между медицинским учреждением и пациентом и др.) приветствуют 73% граждан, отрицательно высказываются 18%.

Запрос на услуги страховых представителей сформирован в первую очередь в направлении защиты прав пациента при совершении врачебных ошибок и плохом сервисе (ее значимость для себя и близких подчеркнули 55%), а также информирования о правах пациента и составе бесплатных медицинских услуг (42%), регулярного контроля за качеством медицинских услуг (39%).

Оценки состояния системы здравоохранения в обществе в целом сегодня невысоки: 9% дают положительные оценки, 52% — отрицательные, еще 37% — «удовлетворительные». Основными ее «болевыми точками» граждане считают недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (37%), а также их нехватку (37%), недоступность медицинской помощи для населения: дорогие лекарства, услуги (35%), недостаточную оснащенность медицинских учреждений современным оборудованием (31%). О неэффективной работе страховых компаний, предоставляющих полис ОМС, как о проблеме российской системы здравоохранения, решением которой необходимо заняться в первую очередь, сказали всего 3% опрошенных.

Данные исследования комментирует генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов: «Результаты исследования показывают, что у населения остаются очень серьезные запросы к российской системе здравоохранения. Очевидно, это один из наиболее серьезных социальных вызовов текущего момента. При этом для большинства респондентов решение возникающих проблем находится в рыночной плоскости — через финансовое стимулирование или финансовые санкции, через развитие системы ОМС, которая фактически выполняет роль внешнего надзорного органа за качеством медицинского обслуживания. Сохраняется значительный интерес к развитию института медицинских представителей. Введенный совсем недавно — он фактически играет роль независимого консультанта для граждан». 

Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен в октябре 2017 г. по заказу ЦСП «Платформа». В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%.  Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Припомните, пожалуйста, как давно Вы обращались за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские учреждения по полису ОМС в последний раз? (закрытый вопрос, один ответ, %)
  Все опрошенные Мужчины Женщины 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Менее года назад 53 44 61 61 51 47 56 53
1 – 2 года назад 20 20 20 25 26 20 16 19
3 – 5 лет назад 9 12 7 5 10 11 8 10
6 лет назад и более 7 10 5 3 5 10 9 6
Не обращался по полису ОМС 6 8 5 2 4 7 7 7
У меня нет полиса ОМС 3 4 2 4 2 5 2 2
Затрудняюсь ответить 2 2 0 0 2 0 2 3
Скажите, пожалуйста, при обращении за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские учреждения по полису ОМС, Вы/Ваши близкие, знакомые сталкивались или не сталкивались со следующими проблемами за последний год? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %)
  Сталкивался лично сам(а) Не сталкивался лично, но слышал(а) от близких, знакомых Не сталкивался и не слышал(а) о таких проблемах
Длительные сроки ожидания медицинской помощи, очереди 56 27 17
Отсутствие достаточного количества сидячих мест, нормальной вентиляции 42 11 47
Отсутствие в больнице необходимого мне оборудования, лекарств, перевязочных материалов и т.д. 40 29 30
Непрофессионализм врачей, неправильно поставленный диагноз, неправильно назначенное лечение 37 43 20
Плохие санитарные условия в поликлиниках (отсутствие ремонта, грязь и т.п.) 36 18 46
Грубое отношение медицинского персонала (врачей, медсестер) 32 36 32
Требование оплатить медицинские услуги или лекарственные препараты, которые должны предоставляться бесплатно 31 30 39
В карточке/медицинской документации записано больше процедур/услуг, чем было сделано во время приема 12 12 76
Сейчас я перечислю список различных мер, которые могут быть использованы для повышения качества медуслуг. На ваш взгляд, какие из них, в первую очередь, могут улучшить качество медицинских услуг? Вы можете дать от 1 до 3 ответов (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, %)  
  Все опрошенные
Финансирование медучреждений в зависимости от качества предоставляемых услуг 48
Увольнение руководителей медучреждений, оказывающих некачественные медуслуги 35
Деятельность организаций, независимых от медучреждений, защищающих права пациентов 25
Создание организаций врачей для самоконтроля качества медуслуг 19
Сокращение числа госслужащих, контролирующих качество медуслуг 18
Увеличение числа госслужащих, контролирующих качество мед услуг 14
Контроль за уровнем квалификации врачей 3
Увеличение количества медицинского персонала 3
Повышение заработных плат врачам 2
Другое 5
Затрудняюсь ответить 11

 

Считаете ли Вы правильной или неправильной систему, при которой именно страховая компания, выдавшая Вам полис ОМС, должна защищать Ваши права как пациента? (закрытый вопрос, один ответ, %)  
  Все опрошенные
Да, считаю такую систему полностью правильной 40
Скорее правильной 42
Скорее неправильной 4
Считаю такую систему полностью неправильной 5
Затрудняюсь ответить 9

 

С 2016 года в штате страховых компаний, работающих в системе обязательного медицинского страхования, появились новые сотрудники – страховые представители. В их функции на бесплатной основе входит информирование населения о возможностях системы ОМС, защита прав пациентов, решение спорных ситуаций между медицинским учреждением и пациентом и т.п. Вы лично поддерживаете или не поддерживаете появление такого работника в системе ОМС? (закрытый вопрос, один ответ, %)
  Все опрошенные Считают правильной систему, при которой страховая компания, выдавшая полис ОМС, должна защищать права пациента Считают НЕправильной систему, при которой страховая компания, выдавшая полис ОМС, должна защищать права пациента
Полностью поддерживаю 31 33 19
Скорее поддерживаю 42 45 36
Скорее не поддерживаю 11 11 14
Полностью не поддерживаю 7 4 27
Затрудняюсь ответить 9 7 4

 

Сейчас я перечислю список услуг, предоставляемых населению страховыми представителями на бесплатной основе. Какие из них могут быть наиболее значимы для вас/ваших родственников, друзей? Вы можете дать от 1 до 3 ответов (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, %)  
  Все опрошенные
Защита прав пациента при совершении врачебных ошибок и плохом сервисе 55
Информирование о правах пациента и составе бесплатных медицинских услуг 42
Регулярный контроль за качеством медицинских услуг 39
Информирование о возможности выбора врача и медицинского учреждения 30
Напоминание о необходимости пройти диспансеризацию, профилактический осмотр 29
Учет сведений о застрахованных лицах и оказанной им медицинской помощи 9
Другое 2
Затрудняюсь ответить 7

 

По Вашему мнению, как сегодня в нашей стране обстоят дела в российском здравоохранении? (закрытый вопрос, один ответ, %)  
  Все опрошенные Обращались за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские учреждения по полису ОМС НЕ обращались за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские учреждения по полису ОМС
Хорошо 5 5 2
Скорее хорошо 4 4 4
Удовлетворительно 37 39 22
Скорее плохо 21 20 26
Плохо 31 30 40
Затрудняюсь ответить 2 2 6
Как Вы считаете, какие проблемы российской системы здравоохранения должны решаться в первую очередь? Вы можете дать от 1 до 3 ответов (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, %)  
  Все опрошенные
Недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей 37
Нехватка врачей 37
Недоступность медицинской помощи для населения (дорогие лекарства, услуги) 35
Недостаточная оснащенность учреждений современным оборудованием 31
Недостаток финансирования здравоохранения 28
Недостаточное обеспечение лекарствами медучреждений 20
Взяточничество 16
Недостаточный контроль за качеством медицинских услуг 14
Невежливое отношение со стороны медперсонала 11
Несовершенство законодательства 5
Неэффективная работа страховых компаний, предоставляющих полисы ОМС 3
Другое 3
Затрудняюсь ответить 2

Источник: ВЦИОМ

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *