ТФОМС Новосибирской области закон не писан?

Новосибирский территориальный фонд обязательного медицинского страхования и Новосибирская областная ассоциация врачей никогда не сливались в дружеских объятьях. Всегда находились те или иные разногласия. Правда, обычно удавалось найти компромисс – где-то Фонд шел на уступки, где-то Ассоциация признавала, что не права. Такие уважительные партнерские отношения существовали ранее. Тем более что члены Правления НОАВ входили в Правления ТФОМСа и тарифную комиссию, выступая в последней в качестве равноправного партнера. Прежнее руководство ТФОМСа всегда понимало и принимало, что Ассоциации врачей призвана выражать и отстаивать интересы своих членов.

Сегодня ситуация кардинально другая. В Правление Фонда не включен уполномоченный представитель Ассоциации врачей. Что является прямым нарушением закона. Упразднена тарифная комиссия. По сути – площадка для переговоров между всеми заинтересованными сторонами. В тупик зашла ситуация с подписанием Тарифного соглашения.

Еще в июне Правлением НОАВ была создана рабочая группа, которая выработала ряд замечаний и предложений по тексту Тарифного соглашения, предложенного Фондом. Принципиальное несогласие Ассоциации врачей вызывают размеры штрафных санкций, налагаемых на медицинские организации в системе ОМС. При этом в соглашении отсутствует порядок применения штрафных санкций, в том числе учитывающий дифференцированный подход при наложении штрафов. Правление НОАВ настаивает на том, чтобы штрафы не превышали более 10 % стоимости стандартов оказания медицинской помощи, за исключением штрафа за фальсификацию медицинских документов – 100 %. Кроме того, Правление НОАВ предлагает разработать «Порядок применения санкций в системе ОМС». Хотя если строго следовать букве закона, то о размерах штрафов должны договариваться между собой медицинская и страховая организации. А уж никак не Фонд спускать их в приказном порядке.

Второй принципиальный момент – расчет функции врачебной должности. Правление НОАВ предлагает включить методику расчета функции врачебной должности в тарифное соглашение. А также провести анализ сложившейся в регионе фактической функции врачебной должности на основании официальных статистических данных за последние 3 года (5 лет), и учесть результаты этого анализа при утверждении функции врачебной должности.

В предлагаемом тарифном соглашении нет также порядка индексации тарифов на оказание медицинской помощи. Ассоциация врачей предлагает дополнить соглашение «Положением об индексации тарифов в системе ОМС Новосибирской области», в котором установить субъекты, имеющие право инициировать индексацию, основания по которым индексация может или должна проводиться (повышение заработной платы, удорожание расходных материалов, инфляция и пр.), порядок, сроки и пр.

Правление предложило руководству Территориального Фонда обязательного медицинского страхования создать совместную рабочую группу по согласованию текста и разработке недостающих документов, и в оперативном порядке, учитывая значимость документа, привести его в соответствие с действующим законодательством РФ.

Однако руководитель Территориального Фонда обязательного медицинского страхования категорически отказывается от этого предложения. Десятого августа в адрес Правления НОАВ пришло письмо, подписанное Еленой Геннадьевной Рубан, в котором Ассоциации предлагается «в кратчайший срок подписать тарифное соглашение в редакции представленной на сайте ТФОМС НСО. Иные действия или бездействия Новосибирской областной ассоциации врачей будут расценены сторонами как добровольный односторонний отказ от подписания Тарифного соглашения». Вообще-то согласно логике, тарифное соглашение «заключается», а не «подписывается». А если «заключается», то оно должно устраивать все стороны в нем участвующие.

Руководство Фонда, видимо, предпочитает конструктивной работе политику шантажа – так во многих ЛПУ распространяется информация, что позиция НОАВ препятствует нормальному финансированию отрасли – Тарифное соглашение-то не подписано. При этом размещает на сайте ТФОМС текст соглашения как уже принятый и действующий. Что является нарушением законодательства. Но руководство Фонда это не смущает.

Оно вообще взяло на себя роль законодателя и разработало порядок прикрепления граждан к медицинским организациям области.

Уже и населению разъяснено, как можно реализовать право на выбор ЛПУ и врача. Так 23 августа на сайте «Сибкрай» появилась статья «В Новосибирской области определили порядок выбора лечащего врача». В ней, в частности, говориться:

«Единственная причина для отказа в прикреплении к медицинской организации – загруженность врача. Существуют нормы на специалистов, законодательно закрепленные. Врач не может обслуживать неограниченное число людей. На сегодняшний день есть участки, которые не перегружены, поэтому выбрать врача застрахованные смогут», — пояснила директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования НСО Елена Геннадьевна Рубан.

Что касается обслуживания на дому лиц, реализовавших право выбора медицинской организации, ситуация до конца не решена. По словам Елены Рубан, опыта и практики по данному вопросу мало, но существует два пути развития. Некоторые медицинские организации, что бы не потерять пациентов, захотят самостоятельно охватить часть районов Новосибирска — приобретут дополнительные транспортные средства, примут на работу новых специалистов. Ведь объемы финансирования напрямую зависят от количества прикрепленных пациентов. Другие медицинские организации будут заключать договор на обслуживание на дому с медицинской организацией, расположенной на территории фактического проживания застрахованного лица».

Видимо средства на приобретение автомобилей и приема новых специалистов выделит ТФОМС?

В ТФОМС, видимо, плохо знакомы со статьей 16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В ней говорится, что застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это значит, что порядок выбора и медицинской организации, и врача может быть утвержден только законодательством РФ. Новосибирский территориальный фонд обязательного медицинского страхования к законодательным органам не относится.

Вообще, в Фонде очень свободно относятся к федеральным законодательным актам, приказам Минздравсоцразвития РФ и Федерального фонда. Ярким примером тому служит совместный приказ МЗ НСО и ТФОМС № 1257/150 от 01.08.2011г «Об утверждении Положения о проведении контроля медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования». На сайте НОАВ (www.noav.ru) можно подробно познакомиться с теми вольностями в отношении законодательства, которые выявили юристы НОАВ. Здесь же просто приведем перечень нормативных актов, который нарушает данный приказ:

— «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»;

— Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

— приказ ФФОМСа от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»;

— приказ Минздравсоцразвития РФ от 21.01.2011 № 15н «Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования»;

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2006 № 584 «О Порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу».

— Постановление Губернатора Новосибирской области от 04.05.2010 № 148 (ред. от 22.07.2011) «О министерстве здравоохранения Новосибирской области».

Правление Новосибирской областной ассоциации врачей обратилось с письмом в ТФОМС, где перечислило все нарушения, допущенные в данном Положении. И даже получило ответ (он также размещен на сайте НОАВ). Суть его сводится к тому, что «в приказ будут внесены изменения, уточняющие формулировку» по целому ряду положений. Но вряд ли такая «косметическая» процедура сможет изменить суть.

На фоне такого вольного обращения с законом, мелочью выглядят такие пассажи в приказах ТФОМС в адрес медицинских работников: «…Всех исполнителей информировать под роспись. При несоблюдении данных требований, будут приняты меры…» (письмо № 2211-02 от 28.06.2011г); «…В случае выявления нарушений будут приняты меры по лишению надбавок стимулирующего характера руководителей и специалистов медицинских организаций…» (письмо № 2341-09 от 05.07.2011г). Хотя все это – элементы стиля работы. Стиля, который трудно назвать конструктивным.

Такое положение дел в отношениях между медицинскими организациями и ТФОМС вызывает озабоченность Правления НОАВ. Поэтому было принято решение направить письмо губернатору Новосибирской области В.А.Юрченко с просьбой встретиться с Правление НОАВ и обсудить ряд актуальных проблем здравоохранения.

Марина Есикова

Поделиться:

6 комментариев(-ия)

  1. поздравляем с победой!!!!
    молодцы. спасибо, что шли до логического конца, невзирая на, то что учреждений готовых Вас поддержать осталось всего ТРИ.

  2. Рубан зарвалась! Ее пора ставить на место. Это результат кадровой политики новой администрации НСО. Все это до поры — до времени… Область гудит, кадровая чехорда в самом Минздраве НСО, новое руководство в ГНОКБ, когда увольняются десятки квалифицированных специалистов, вызывают крайнее возмущение у врачебной общественности. Пора принимать меры! Коллеги! Поддержим руководство НОАВ в борьбе за законность, за нас с вами, за наших пациентов!

  3. когда все таки пересмотрят функцию врачебной должности годную для современного периода.Да и взять ее и отменить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *