Не упустить время

Пятнадцать-двадцать лет назад распространенность синдрома детского церебрального паралича составляла около 2-4 случаев на 1000 родившихся. Сегодня на некоторых территориях эта цифра удвоилась. И как не странно, частично вклад в это внесла сама медицина – неонатологи научились выхаживать глубоко недоношенных детей, а недоношенность является одной из самых частых причин формирования синдрома ДЦП. При этом специфического патогенетического лечения ДЦП на данный момент не существует. Тем не менее, улучшить динамику развития ребенка можно, в частности, при спастических формах заболевания. Об этом рассказывает к.м.н., руководитель отделения детской ортопедии ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии» Дмитрий Владимирович Рыжиков.

– Лечение ребенка с ДЦП – комплексная проблема. Такой пациент должен наблюдаться несколькими специалистами: неврологом, реабилитологом, педиатром, ортопедом. При спастических формах заболевания лечение ортопедом способно преломить определенный спастический стереотип задержки развития, улучшить функциональное состояние ребенка и предотвратить ряд осложнений опорно-двигательного аппарата. При этом сложность не только в лечении, но и в своевременном выявлении спастических контрактур, спастической нестабильности крупных суставов у таких пациентов. Типичным, например, является формирование подвывихов, вывихов тазобедренного сустава (тбс). Нередко дети впервые обращаются к нам с выявленной нестабильностью тбс в 6-8 летнем возрасте. Это очень поздно.

– С чем это связано?

– Прежде всего, с несоблюдением стандарта лечения больных с ДЦП. Там указана необходимость проведения таким детям рентгенограммы тазобедренных суставов. Но, к сожалению, это правило не везде и не всегда соблюдается. Причины могут быть разными – социальное неблагополучие семьи, отсутствие на местах детских хирургов-ортопедов, еще что-то. Заметить вывих бедра (заподозрить подвывих) при клиническом осмотре может только обученный этому специалист. И если не было проведено своевременно рентгенологическое исследование тазобедренных суставов, то возможно упущение. Самое малотравматичное и самое эффективное лечение возможно в том случае, когда деформация только начинается, а не тогда, когда она проявилась во всей своей силе.

– Вы можете с позиции детского ортопеда коротко сформулировать, когда необходимо делать рентгенограмму тазобедренных суставов?

– Если есть спастическая форма ДЦП, если есть выраженная приводящая контрактура бедра и задержка вертикальной активизации малыша, рентгенография таза в прямой проекции должна проводиться раз в год. Чаще только при наличии отрицательной рентгенологической и клинической динамике. Появление децентрации головок бедренных костей – это показание к незамедлительной отводящей терапии бедер консервативными, малоинвазивными или оперативными методами лечения. Чем ребенок старше, тем лечение травматичнее и сложнее.

– А когда необходима консультация ваших специалистов?

– Если у врача на месте есть вопросы по лечению ребенка, страдающего спастической формой ДЦП, такой ребенок может быть направлен к нам на консультативный осмотр со всеми имеющимися у него на руках документами. Этого ребенка мы осмотрим. Если ему будет показано лечение, то мы дадим подробные рекомендации.

При необходимости оперативного лечения пациента можно будет госпитализировать к нам в плановом порядке, и ему окажут бесплатную квалифицированную специализированную помощь. Для российских детей лечение в институте бесплатно.

– Есть ли какие-то особенности при проведении оперативного лечения именно в стенах института?

– Мы широко применяем симультанную хирургию. Как правило, у таких пациентов есть двустороннее поражение суставов. Традиционное лечение предполагает этапность. Обычно ортопеды оперируют один сустав с последующей гипсовой иммобилизацией, чтобы консолидировался скелет. Потом этап реабилитации. Затем снова госпитализация и проводится лечение контрлатерального сустава. Мы все это делаем в один этап – оперируем оба сустава двумя бригадами. При необходимости устраняем контрактуры не только тазобедренных, но и коленных, голеностопных суставов. То есть пытаемся устранить патологическую позу, которая мешает пациенту, помогаем восстановить свой баланс в пространстве, чтобы освоить навыки правильного стояния, навыки правильной походки. Мы стараемся сделать это за один наркоз, за одну гипсовую иммобилизацию, за один этап реабилитации. Это очень важно именно для группы пациентов с ДЦП, потому что свои двигательные навыки они нарабатывают по капле годами. И за несколько лишних месяцев постельного режима они могут потерять их. Вот почему мы говорим о целесообразности одноэтапного лечения и особо – о важности своевременной диагностики. Ведь тогда возможно обойтись и без операции. Для любой хирургии нужны показания. Для нас это – отсутствие эффективности консервативной терапии. И раннее выявление нужно для своевременного устранения проблемы.

Оптимальный вариант для хирургии ДЦП – это наличие плато, некоторой остановки в появлении двигательных навыков. Ребенок растет, занимается массажем, гимнастикой каждый день. Ему прививаются навыки моторики, его стараются правильно посадить, правильно поставить на ножки. И у ребенка месяц за месяцем потихоньку, хотя и с задержкой по сравнению со здоровыми сверстниками, появляются новые двигательные навыки. Но наступает момент, когда формируется плато. И в этом случае при наличии контрактур или каких-то других проблем, если включается ортопед, будет сделан новый рывок, ребенок выйдет на новый уровень.

– Реабилитацию эти пациенты проходят в институте?

– Каждый пациент, который оперируется у нас в плановом порядке, получает предложение прохождения бесплатного санаторно-курортного лечении в одном из реабилитационных центров страны с профилем работы по основному заболеванию малыша.

Марина Есикова

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.