Запущены уникальные объекты информатизации

Одна из сложностей проведения глобальной информатизации в медицине заключается, по мнению экспертов, в том, что на сегодня нет международного опыта построения единой государственной системы в сфере здравоохранения в масштабах всей страны. Сегодня имеются лишь попытки построить такую систему. В прошедшем году была запущена система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), началось внедрение универсальной электронной карты (УЭК), медицинские учреждения были массово оснащены современной компьютерной техникой, а на портале госуслуг появилось много новых сервисов. Тем не менее, предстоит сделать еще немало.

Необходимо отметить, что Франция, США, Великобритания, Германия лишь начинают разрабатывать подобные проекты, и результаты этой деятельности пока неоднозначные. С одной стороны, как отмечают специалисты, создание единой государственной системы вполне возможно. Для этого требуется лишь время и слаженное взаимодействие всех участников процесса – ИТ-специалистов, врачей, организаторов здравоохранения, самих пациентов. С другой стороны, многие эксперты говорят о том, что проект глобальной информатизации здравоохранения в Великобритании фактически провалился, а ведь денег туда было вложено намного больше, чем в российский проект.

«С точки зрения построения единой системы на государственном уровне мы вынуждены экспериментировать на собственных шишках, – заметил заместитель директора департамента по информационным технологиям Министерства здравоохранения РФ Роман Сафронов. – Мы используем опыт электронного правительства, но, хотя у нас есть схожие проблемы, специфика сильно различается. По своему составу медицинские организации не являются типовыми, это разное количество структурных подразделений, медицинских профилей и так далее. Поэтому каждая из медицинских организаций – уникальный объект информатизации».

Денег много не бывает

На информатизацию отечественного здравоохранения было выделено более 20 млрд рублей. Но, как справедливо и остроумно заметил Роман Сафронов в своем выступлении на конференции «ИКТ в госсекторе: первые итоги перезагрузки», куда деньги дальше растекаются, многим непонятно. «Врачи недовольны, пациенты недовольны, государство недовольно, что обе стороны недовольны, – отметил Роман Сафронов. – С точки зрения государства, мы, фактически, вливаем огромные деньги в бездонную бочку. Основной акцент на начальном этапе был сделан, чтобы у этой бочки появилось дно. Чтобы то, что вливалось, не растекалось. Или если растекалось, – то чтобы финансовый поток был понятен».

Говоря о финансовых потоках, необходимо учитывать, что в системе ОМС работают
8 тысяч 300 медицинских организаций, а в выполнении программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи участвуют еще больше – 11 тысяч учреждений. Таким образом, на каждую больницу или поликлинику в среднем приходится около 2 млн рублей. Это не мало, но и не запредельно много, если учесть, что во многих случаях медицинские учреждения приходилось оснащать буквально с нуля: прежде чем внедрять новые информационные технологии, необходимо было закупить компьютеры и прочую технику.

Сегодня информатизация затронула все сферы нашей жизни и вряд ли обойдет стороной отечественную медицину, – так что задействовать компьютеры придется. Тем более что вне работы большинство медиков прекрасно умеют обращаться с ними.

Информатизация необходима для организации учета ресурсных потребностей отрасли и принятия управленческих решений. Она позволяет оптимизировать лечебный процесс и вовлечь в этот процесс пациента. Собственно электронная медицинская карта и должна обеспечить участие пациента в лечебном процессе, предоставляя доступ к его медицинской информации.

Внедренные технологии

Что же на сегодня у нас уже есть?

Во-первых, появилась репрезентативная статистика. «Это важно, потому что в предыдущие годы сбор информации по отчетности был некорректным, – говорит Роман Сафронов. – Например, каждый четвертый диагноз не коррелировался со стандартом лечения: либо диагноз не правильный, либо стандарт лечения. Поскольку количество обращений огромное, обработать в ручном режиме такой массив информации в принципе невозможно».

Во-вторых, появилось планирование ресурсов – это система управления потоками пациентов. Руководитель амбулаторно-поликлинического центра теперь может прямо на мониторе увидеть, как загружены те или иные специалисты и та или иная поликлиника и перераспределить очередь.

Электронной записью к врачу воспользовались за год 6 млн россиян, в результате, на каждого приходится 15 сэкономленных минут. Причем способы электронной записи все совершенствуются. В частности, помимо уже ставших привычными способами записи через портал или инфомат, теперь можно записаться через банковский терминал с помощью УЭК. Пожалуй, это один из максимально развитых сервисов, и теперь нужно позаботиться о переходе количества способов электронной записи к качеству самой медицинской помощи.

Информатизация опережает реалии

Поскольку уже наработан кое-какой фундамент, многие субъекты Федерации также начали разрабатывать сервисы для врачей и пациентов. Появились диагностические приложения, интегрирования с электронных карт, сервисы выдачи справок в электронном виде, уже имеются наработки по электронному рецепту. На днях в Самарской области был запущен пилотный проект по электронному больничному.

«Наша позиция – таких сервисов должно быть больше, но они должны быть востребованы гражданами, – говорит Роман Сафронов. – Однако востребованность формируется только со временем».

На подходе – внедрение электронной медицинской карты, но это процесс – длительный, поскольку необходимо проделать большой объем работы, чтобы эта карта заработала даже в масштабах клиники или города, не говоря уже о регионе и тем более всей страны.

Креативно, по словам Р. Сафронова, подошли к вопросам информатизации и в Тюменской области. Там проанализировали статистику звонков через колл-центр и выяснили, что большая часть людей звонит не для того, чтобы записаться на прием, а чтобы получить информацию. Новые технологии позволяют сделать автоматическую диспетчеризацию: хотите записаться к врачу – нажмите цифру 1, задать вопрос – цифру 2. Получение новых данных позволяет управлять очередью: кто с температурой – в один кабинет, за справкой – в другой, на прием – в третий.

«В большинстве субъектов интерес к такой работе просто фантастический, — убежден Роман Сафронов. – Особенно порадовало то, что врачи стали с удовольствием работать с информационными системами. Их уже не надо агитировать».

К сожалению, пока таких энтузиастов немного, как и поликлиник, оснащенных новейшими информационными технологиями. Впрочем, многие эксперты не скрывают, что сейчас информатизация слегка опережает наши реалии. Поэтому, прежде чем запускать новые проекты, нужен небольшой тайм-аут для отработки уже существующих сервисов, налаживания их взаимодействия и привыкания медиков к новым условиям работы.

Елена Бабичева

(По материалам АМИ-ТАСС)

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.