Помочь ребенку заговорить

Живой интерес к окружающему, отдельные восклицания и звукоподражания, жесты и мимика вместо слов – так можно охарактеризовать неговорящего ребенка. «Молчун» может быть активен к познанию и подвижен или, наоборот, спокоен и усерден в деятельности. Главной особенностью такого ребенка будет большой разрыв между активной речью и пониманием обращенной речи в пользу последнего. Ребенок ориентируется в быту, знает и узнает по картинкам знакомые предметы, выполняет простые речевые просьбы, однако выражение с помощью речи оказывается невозможным или крайне ограниченным.

В данной статье мы дадим советы и рекомендации родителям, исполнение которых будет способствовать активизации речевой функции у неговорящих детей. И неслучайно то, что именно на родителей возлагается часть обучающего процесса, поскольку они сами, общение и игра с ними является мощным эмоциональным механизмом в стимулировании и развитии речи ребенка.

Важным моментом предлагаемых нами рекомендаций будет одновременное совершенствование у ребенка как восприятия и понимания речи, так и формирование собственной речи.

Работа по развитию восприятия и понимания речи начинается с развития произвольного слухового внимания. Для того чтобы слушать и понимать речь необходимо умение сосредотачиваться на звуках. Именно это умение позволяет ребенку улавливать и различать (понимать) звуки окружающей действительности. Результатом развития слушания будет сосредоточение на словах взрослого. Для развития слухового внимания предлагаем следующие задания:
— Покажите ребенку музыкальные инструменты, дайте послушать, как они звучат, а затем предложите отвернуться и угадать, на каком инструменте Вы играете.
— Обращайте внимание ребенка на бытовые звуки, спрашивая: Что там шумит, гудит. Объясняйте эти звуки: Это гудит пылесос, миксер, шумит холодильник.
— Привлекайте внимание ребенка к звукам окружающей действительности: Слышишь, как капает дождь, шумит ветер, сигналит машина, едет лифт и т.п.
— Имитируйте разговор по игрушечному телефону, предложите ребенку сделать то же.
— Пойте короткие песенки и проговаривайте стишки-потешки. Приучайте ребенка слушать аудио-сказки и песни.
— Комментируйте то, что происходит с ребенком или произойдет: Мы сейчас пойдем купаться. Как ты хорошо ешь супчик. Какую высокую башню ты построил и т.п. Такое детальное проговаривание позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.

Известно, что подражание есть непременное условие овладения речью. Однако для того, чтобы ребенок по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Поэтому, параллельным направлением для стимулирования появления речи будут такие приемы как диалог, имитация и звукоподражания, глобальное чтение.

Напомним, что диалог − это говорящий и слушающий, которые меняются ролями, и каждый стремится понять то, что говорит ему собеседник. Развитию диалога поможет:

Инсценировка песен, стихов-диалогов, небольших сказок. Облегчат восприятие и понимание речи иллюстрации, игровые предметы, соответствующие жесты. Разучите по ролям:

— Киска, как тебя зовут? – Мяу. Стережешь ты мышку тут? – Мяу. Киска, хочешь молока? – Мяу. А товарища щенка? – Фу!

— Что ж ты, Еж, такой колючий? – Это я на всякий случай: знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи!
Вопросы, эмоционально окрашенные интонацией. В одном случае, ребенку предлагаются вопросы, требующие ответа «да-нет». Например: Видишь грузовик? Будем купаться? В другом случае, придумывается ситуация, которая предполагает только отрицательный ответ. Например: Ты сидишь? (когда ребенок идет). Далее задаются вопросы для осмысленных ответов: Кто пришел? Что тут растет? Что летит в небе?

Команды-просьбы с использованием глаголов повелительного наклонения. Из собственного опыта замечено, что детям очень нравится смена ролей, выполнение команд по очереди. Поиграйте в игру «Командир»: Иди, стой, беги, лежи, сядь, ешь, пой и т.п.

Важным моментом является следующее: слова-действия – это каркас высказывания. Как только у ребенка получилось сказать эти слова, их необходимо превращать в двух − трехсловные предложения, присоединяя к ним дополнения или определения: Дай мяч, неси машинку, читай эту книгу, сядь туда. Пробуйте данный вариант задания в игровой ситуации («Командир»), через подражание.

Домашнее представление. Используя пальчиковый театр или одиночные куклы, устройте разговор кукол или сказочных персонажей. Необязательно инсценировать сказку, можно обыграть простую ситуацию. Устройте праздничное чаепитие, день рождения игрушки. Предварительно объяснив, чем питаются животные, предложите ребенку накормить игрушки. Помните, неговорящему ребенку доступна для понимания небольшая длина фразы (2-3 слова).

Использование имитации и звукоподражаний облегчают произнесение их ребенком, поскольку они несложные по своему звуковому и слоговому составу (гав-гав, му, мяу, кар, бух, кап, бр-р, ням и т.п.). Оречевляйте свои действия, совместную игру подобными звуками, междометиями (ах, ой, ох). Ребенок будет заражаться обыгрываемой ситуацией и повторять вслед за Вами.

Заучивание стихов развивает чувство ритма, а также стимулирует потребность проговаривать отдельные слова, улучшает память и обогащает речь ребенка устойчивыми словосочетаниями. Хлопайте в такт строчки, дополняйте содержание движением и жестами. Используйте такой прием: недоговаривайте конец строчки знакомого стишка (выдержав паузу) либо последний слог конечного слова в строке. Не забывайте повторять выученные или знакомые стихи на прогулке, в транспорте, в гостях.

Особо хотелось указать на такой прием, связанный с ритмикой самого слова как отхлопывание его слогового контура. По нашему опыту и, по отзывам родителей, использовавших такой прием, появляющиеся слова у детей имеют правильный абрис слова (слоговой контур) несмотря на неточное звуковое наполнение, что допустимо (корова – «коова», мишка – «мися»). Ребенку легче запомнить и произнести слово, почувствовав и запомнив его ритмику, его слоговой контур.

Глобальное чтение как метод вызывает много споров у педагогов и логопедов. Мы предлагаем использовать его как одно из средств стимулирования речевой активности, а не только для раннего обучения чтению. Данный метод является обходным путем в появлении и развитии речи, поскольку опирается на зрительное восприятие, тем самым опосредованно облегчает произнесение слов. Наши наблюдения показывают, что данный вид обучения чтению не вызывает негативных эмоций у детей, поскольку взрослый уже не просит ребенка: скажи, скажи. В ситуации глобального чтения у ребенка снимается психологическое напряжение, поскольку родители не ждут от него, чтобы он говорил.

Ребенок должен научиться узнавать написанные слова целиком. Что необходимо для этого? Напишите на карточках в четверть альбомного листа слова крупными печатными буквами черного или зеленого цвета. Вначале пусть это будут хорошо знакомые ребенку слова – ДОМ, МЯЧ, СОК, ХЛЕБ. На оборотной стороне карточек приклейте изображение данного предмета (изображение может быть схематичным, чтобы потом его можно было стереть, как только ребенок научится узнавать слово). Ребенку говорят, что написано на карточках, а затем просят: Дай ДОМ и т.д. Если ребенок не справляется с заданием, подскажите перевернуть ему карточку и посмотреть подсказку. В дальнейшем ребенок научится находить нужные карточки, ориентируясь только на буквы. Постепенно увеличивайте количество карточек, а также длину слов, добавляйте глаголы. Поменяйтесь ролями: пусть ребенок попросит Вас найти нужное слово.

Предлагаем некоторые игровые (тематические) ситуации с карточками-словами: Делаем салат: морковь, лук, капуста и пр.; Варим суп, варенье и т.д.; Клеим наклейки на банках с сыпучими продуктами, на кухонной утвари, рядом с туалетными принадлежностями (МЫЛО, ШАПМУНЬ, КРАН, МОЧАЛКА) и на других бытовых предметах (ФЕН, УТЮГ, СТОЛ, КРЕСЛО); Подписываем фотографии близких ребенку людей.

Еще один прием, который помогает осознать ребенку происходящее с ним событие и выразить его словесно — Дневник. Заведите дневник (альбом), в котором Вы будете совместно с ребенком вспоминать прошедший день и делать зарисовки того, что видел ребенок; тех событий, которые произошли (покупки, где гуляли, кого встретили, куда ездили, на чем ездили и т.д.). Подписывайте рисунки или наклейки.

В заключение хотелось посоветовать не требовать от ребенка чистого и правильного произнесения первых слов, которые становятся базовыми для развития речи. Всегда повторяйте правильное звучание слова, это служит образцом для ребенка. Искренне радуйтесь каждому новому слову или звукоподражанию ребенка, проявляйте терпение и усердие в обучающих и развивающих моментах. Вовремя обращайтесь на консультацию к логопеду и придерживайтесь наших советов.

Плешакова Мария Васильевна,
логопед высшей квалификационной категории,
кандидат психологических наук

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *