Влияние перинатального периода на психическое здоровье ребенка

Длительный период переживания современным обществом кризиса семейных отношений привел к пониманию необходимости разработки и внедрения программ целенаправленной психологической, социальной помощи семье и детям.

Научно доказано, что ребенок практически с первых дней беременности чувствует состояние матери, поэтому любые физиологические, эмоциональные, нервно – психические нарушения у женщины могут оказать пагубное влияние не только на развитии ребенка, но и на его последующее взаимодействие с окружающей средой (А.С. Батуев, Л.В. Соколова).

Беременность – особый период в жизни женщины, в ходе которого изменяется ее сознание, отношения с миром и закладывается основа взаимоотношения с будущим ребенком. Насколько гармоничными будут взаимоотношения в системе «мать – ребенок» зависит от сочетания множества факторов с момента зачатия ребенка и до первых лет жизни после его рождения.

Первым этапом становления отношений между матерью и будущим ребенком можно считать зачатие. Мотивы зачатия ребенка могут существенно отличаться у женщины и мужчины, быть осознаваемыми или неосознаваемыми, конструктивными (способствующими укреплению семьи, личностному росту супругов, благополучному рождению и развитию ребенка) и деструктивными. Наиболее позитивным мотивом материнства считается беременность «ради ребенка», а к негативным мотивам, относят желание соответствовать социальным ожиданиям окружающих, протест (беременность «назло» мужчине или родителям), стремление сохранить отношения, уход от настоящего и др. (Н. В. Боровикова).

Важной является и связь периода зачатия с этапом жизненного цикла семьи. Так, зачатие на этапе добрачных отношений может сопровождаться бессознательным непринятием ребенка, беременность на этапе конфронтации может еще больше обострить семейные противоречия. Наиболее благоприятным для рождения ребенка, по мнению исследователей, является период компромиссов в цикле развития семьи или непосредственный период ее зрелости (И.В Добряков).

Существенное влияние на развитие ребенка оказывает и очередность рождения, так как первый и каждый последующий ребенок в семье рождается в принципиально иной семейной ситуации (отличается и количество членов семьи, и опыт родителей, и характер взаимодействия).

Дальнейшее становление отношений между матерью и ребенком происходит по мере развития беременности. Задолго до непосредственных родов все органы и системы ребенка не только развиваются, но и начинают функционировать, обеспечивая его связь с матерью и внешним миром, его психологические, эмоциональные реакции. Серьезные гормональные, физиологические и психологические изменения переживает и женщина. Она привыкает к изменениям функционирования внутренних органов и формирует свою внутреннюю позицию к будущему материнству. От того, насколько успешно протекает адаптация к беременности, зависит материнская компетентность в дальнейшем, удовлетворенность своей ролью, отношение к новорожденному, выбор стратегии воспитания. Например, излишняя тревога матери о своем здоровье и здоровье плода во время беременности, страх за исход родов приводит в дальнейшем к формированию повышенной ценности ребенка, выбору гиперопекающего стиля воспитания. Отрицательное отношение женщины к своей беременности формирует низкую ценность ребенка, вместо материнства выбираются иные жизненные приоритеты, стиль воспитания, как привило, не соответствует личностным и возрастным особенностям ребенка, что может вести к формированию широко спектра поведенческих и нервно – психических расстройств у детей (Г.Г. Филиппова).

Процесс протекания родов, по мнению психологов, может также определять психические и физические реакции человека в течение всей последующей жизни человека. Считается, что в момент схваток ребенок испытывает не просто сильное внешнее давление, но и чувство возрастающей тревоги от надвигающейся опасности, невозможности определить ее источник и пути выхода. В дальнейшем ребенок, ведя борьбу за выживание, становится активным участником происходящего, его поведение приобретает определенную направленность и цель. Сам акт рождения ассоциируется с освобождением и в то же время безвозвратным отказом от прошлого. Процесс борьбы за выживание заканчивается облегчением и релаксацией, однако радость освобождения сочетается с тревогой и страхом. Полученные в процессе родов физическая и психическая травмы, связанные с угрозой жизни, с резким изменением условий существования, во многом определяют дальнейшее развитие ребенка, и могут проявляться в тревоге, неприятных телесных ощущениях, чувстве вины, агрессивности и др. (С. Гроф).

Период беременности и послеродовой период общепризнанно считаются временем повышенного риска развития нервно-психических нарушений у матерей. После рождения ребенок является психологически зависимым от матери. Даже если младенец доношен и здоров, неправильная организация ухода за ним может создать хроническую психотравмирующую ситуацию.

Для новорожденного ребенка мать является гарантом безопасности, выживания в этом мире. При наличии у матери нервно-психических нарушений (например, послеродовой депрессии, невротических состояниях и т.д.) она не в состоянии удовлетворить потребность ребенка в теплых, эмоционально близких, приносящих радость взаимоотношениях. Если после рождения потребность ребенка в близости, комфорте и безопасности удовлетворяется, у него снижается уровень базальной тревоги, растет уверенность в своих силах, его деятельность направляется на познание окружающего мира. Формирование надежной привязанности между матерью и ребенком в детском возрасте становится основой успешной адаптации на следующих этапах взросления ребенка, способствует формированию инициативности, чувства компетентности, правильному выстраиванию границ поведения ребенка, его межличностных отношений с окружающими. В противном случае – высока тревога, а деятельность ребенка направлена на обеспечение безопасности, а не развитие и познание. Нарушение формирования привязанности приводит задержкам психоречевого развития, высокой тревожности, формированию различных форм оппозиционно – протестного поведения, нарушению развития саморегуляции, коммуникативных навыков и т.д. Как правило, нарушение привязанности матери к ребенку ведет к выбору патологичных форм воспитания, которые не соответствуют личностным и возрастным особенностям ребенка (Дж. Боулби, М.Д. Эйнсворт).

Таким образом, с уверенностью можно говорить, что развитие ребенка от момента зачатия до первых лет жизни новорожденного становится важным периодом в формировании будущего психического здоровья ребенка. Именно в этот период зарождаются отношения между матерью и плодом, а затем матерью и новорожденным, которые лежат в основе формирования когнитивных и личностных особенностей ребенка. В связи совершенно очевидна необходимость в медико-психологическом сопровождении беременности и подготовки к родам, которая должна охватывать все этапы материнства: беременность, роды, грудное вскармливание, взаимодействие с новорожденным и другие аспекты. Целью подобного сопровождения становится не только своевременное предотвращение психоэмоциональных нарушений у матери, но и профилактика широко спектра поведенческих и нервно – психических расстройств у детей.

Кисенова Розалия Хайруловна, медицинский психолог ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер»

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *