Профилактическая работа – это долгосрочная стратегия

Профилактика и пропаганда здорового образа жизни, как ее составляющая часть, становятся одним из приоритетных направлений в развитии системы здравоохранения. Важное место в этой работе, безусловно, занимает борьба с табакокурением. О том, как обстоит дело с преодолением этой вредной привычки в нашем регионе и какую роль здесь должны играть медицинские работники, наш разговор с к.м.н., директором ГКУЗ «Региональный центр медицинской профилактики», главным специалистом по профилактической медицине Новосибирской области Мариной Леонидовной Фомичевой.

– Несколько лет назад в каждой больнице было место, где можно было покурить. А в некоторых клиниках лояльность простиралась до того, что лежачие больные могли курить прямо в палатах. Сегодня что-то изменилось?

– Безусловно, изменилось. Недавно отмечалось 20-летие принятия ВОЗ Рамочной конвенции по табакокурению. Россия присоединилась к ней в 2008 году, а закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака» был принят в 2013 году. Кроме того, были приняты еще ряд законов и других нормативных актов, направленных на профилактику табакокурения. И не только на федеральном уровне. У нас в области в 2013 году вышел приказ министерства здравоохранения Новосибирской области № 3450 «О соблюдении норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан Новосибирской области от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потреблений табака». К нему был приложен проект программы «Медицинские организации, свободные от табака». Цель этой программы – обеспечить здоровую среду без табака для всех сотрудников, пациентов и посетителей, а также создать кабинеты помощи в преодолении курения в медицинских организациях. Первый шаг в реализации этой программы – запрет на курение в стенах лечебного учреждения. Как для сотрудников, так и для пациентов. Хочешь курить – одевайся и выходи на улицу. Причем не на крыльцо и территорию медицинской организации, а дальше. В большинстве случаев это положение сегодня соблюдается.

– Про запрет понятно. А как дело обстоит с помощью тем, кто хочет бросить курить?

– В идеале в каждом лечебном учреждении, где есть амбулаторный прием, должны быть кабинеты отказа от курения. Сегодня, по данным отчетов, у нас их 17. Плюс еще 27 кабинетов в наркологической службе. И это не обязательно отдельные кабинеты со специально выделенным врачом. Это и консультативные приемы. Первые такие приемы начали появляться в 2010 году в центрах здоровья. И это логично, поскольку именно в центрах здоровья выявляют факторы риска развития заболеваний, в том числе курение. А с пациентами проводится профилактическое консультирование. Это особая технология, ею надо владеть. Мы еще в 2010 году организовали обучение двух групп врачей, они получили сертификат по профилактическому консультированию по отказу от курения.

В 2013 года началась программа диспансеризации. В ее рамках курение тоже выявляется, как фактор риска, и тоже проводится профилактическое консультирование. Но этого, по большому счету, недостаточно. Все же пациента, решившего отказаться от курения, надо сопровождать в течение полугода. Чтобы он в любой момент могу получить консультацию. А для этого надо расширять сеть кабинетов по отказу от курения.

Хотелось бы остановиться еще на одном моменте. В принципе, курящий пациент, который обратился в лечебное учреждение по любому поводу, не должен его покинуть, не получив консультации в преодолении табакокурения. На это должны обращать внимание все, начиная с регистратуры. Врач любой специальности должен задать пациенту вопрос о том, курит ли он. Это часть стратегии создания условий для преодоления курения в лечебных учреждениях.

– А на практике это соблюдается?

– К сожалению, не всегда и не везде. У нас врачи ориентированы на лечение заболеваний, вызванных курением, а не на прекращение курения пациентов. По данным ВОЗ, в 54,4% случаев обращений медики в России не спрашивают о факте курения. При этом в России курит 41% мужчин и 15 % женщин медицинских работников. В США – только 3%. По данным исследований, которые проводил Екатеринбургский центр медицинской профилактики в 2009 году, 18% курящих медиков никогда не рекомендуют своим пациентам бросить курить, а среди некурящих или бросивших курить врачей таких 7%.

Мы проводили социологический опрос среди пятикурсников НГМУ, это будущие врачи. У них достаточно высокий уровень знаний о вреде курения. Но только около 7% опрошенных были готовы проводить профилактические мероприятия, различные акции по профилактике табакокурения.

– Может быть, медицинские работники не верят в эффективность принимаемых мер?

– Когда был принят закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака», мы провели среди медицинских работников анкетирование, чтобы узнать их отношение к этому закону, есть ли какие-то проблемы с его исполнением. По данным этого анкетирования, медицинские работники его поддерживают. Были высказаны сомнения в плане реализации опредленных мер: кто будет контролировать выполнение закона, кто выписывать штрафы и т.д. Сегодня все эти моменты уже урегулированы. Конечно, нельзя возлагать работу по борьбе с табакокурением только на врачей. Здесь много ведомств задействовано. Но все же от нас тоже зависит многое.

Каждый врач должен владеть технологией хотя бы краткого профилактического консультирования. Не просто сказать, что курение – это вредно, но объяснить, почему, как это повлияет на конкретного человека, как у него увеличится риск развития сердечно-сосудистых, легочных, онкологических заболеваний и т.д. Есть данные, что порядка 7% пациентов бросают курить после краткого консультирования.

– 2015 год объявлен годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Но почему-то, говоря об этом, в первую очередь вспоминают о работе сосудистых центров, а не о пропаганде здорового образа жизни. Хотя курение – значимый фактор риска развития сосудистой патологии. Профилактическая работа как-то предусматривается при реализации задач 2015 года?

– У нас уже на территории разработан план борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями в рамках этого года. В плане есть несколько разделов. Конечно, высокотехнологичная медицинская помощь в сосудистых центрах, в результате которой сохраняется жизнь пациентов. Это краткосрочная стратегия. Она предотвращает смерть и катастрофу, которая вот-вот может осуществиться. Есть популяционные стратегии, они долгосрочные. Они не такие затратные, не сразу можно ощутить эффект. Не бывает так, что через год после того, как начали баннеры развешивать, листовки раздавать, половина населения бросила курить. Но при продолжительной методичной работе эта стратегия приводит к стойкому уменьшению показателей распространенности. Есть коммуникационно-информационная стратегия, которая направлена на разные группы населения и учитывает разные формы работы. К примеру, с детьми младшего возраста лучше всего работать через игру. Для подростков лучше подходят какие-то интерактивные формы. Такая работа у нас ведется. Только специалистами Регионального центра медицинской профилактики за год проведено более 130 массовых и групповых мероприятий. Мы выпускаем листовки, буклеты, баннеры. Нами создан блог «Будь здоров в Новосибирске», в котором порядка пяти тысяч постоянных пользователей. В прошлом году в нем было размещено более 3 тысяч различных материалов. Мы делаем социальные ролики, которые идут на телеканалах, демонстрируются в аэропорту, в лечебных учреждениях. Организован видеолекторий. Многое можно перечислять. Это планомерная работа в рамках долгосрочных целевых программ по формированию здорового образа жизни, профилактики социально значимых заболеваний, профилактике наркомании. По сути дела, курение – это зависимость. Для профилактики любой зависимости необходим комплекс мероприятий.

– Можно ли уже говорить о каких-то результатах этой работы?

– Да. Определенные результаты уже есть. К примеру, краткое консультирование в прошлом году вне рамок диспансеризации у нас получило 10 тысяч человек, а в рамках диспансеризации – 71 тысяча. Есть результаты эпидемиологического мониторирование распространенности курения в разных группах населения. К примеру, по данным ФГБУ «НИИ терапии и профилактической медицины» СО РАМН с 1989 года число курящих мальчиков-подростков снизилось в 5 раз, а девочек – в 9 раз. С 2012 года число курящих взрослых снизилось в два раза. Так что результаты работы есть. Но к ней должны подключаться буквально все медицинские работники и все население.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.