Информатизация. Другого пути не будет.

Государственной программе информатизации здравоохранения идет четвертый год. Она задумывалась как инструмент оптимизации работы медучреждений с помощью современных компьютерных технологий, как дополнительный инструмент повышения доступности и качества оказываемой медицинской помощи. В рамках этого предполагалось внедрить систему удаленной записи на прием к врачу, разработать и внедрить сервисы электронной медицинской карты (ЭМК), внедрить сервис выписки электронного рецепта, сервис «Взаимодействие лекарственных средств» для принятия оптимальных врачебных решений, создать электронную медицинскую библиотеку, а также внедрить средства телемедицины, оснастить станции и машины «скорой помощи» системами ГЛОНАСС.

Минздравом Новосибирской области была сформулирована территориальная стратегия информатизации, разработано техническое задание для проведения конкурса на поставку и развертывание единой информационной системы. При этом нужно отметить, что при разработке технического задания с лечебными учреждениями никто не советовался, успешный опыт развития информационных систем на территории области при этом никак не учитывался. Наверное, сказывался фактор времени – разработка технического задания требовала специальных технических знаний и должна была выполнена в предельно сжатые сроки. Победителем проведенного конкурса оказалась казанская медицинская информационная система БАРС. В течение 2013 года МИС БАРС тестировалась в нескольких стационарах и поликлиниках области. Результаты этого тестирования показали неоднозначные результаты. Ситуация с внедрением МИС БАРС неоднократно была предметом обсуждения на заседании Правления НОАВ. Итогом этих обсуждений стали письма в адрес министерства здравоохранения Новосибирской области с предложениями продлить этап «пилотного» внедрения программы, чтобы довести ее функционал до более-менее рабочего состояния. Для усиления этой работы в номенклатуре внештатных специалистов министерства здравоохранения Новосибирской области была создана должность главного специалиста по информационным технологиям. С начала 2015г. обязанности специалиста стал исполнять начальник ГБУЗ НСО «Государственный Новосибирский областной госпиталь ветеранов войн» Игорь Васильевич Шарапов. С ним мы беседуем о том, как идет процесс информатизации в медучреждениях Новосибирской области.

— Программа БАРС, о которой три года назад так много говорили, работает?

Сразу оговорюсь – мы с Вами разговариваем о медицинской информационной системе. Я бы сказал, что с ней можно работать. Хотя есть проблемы – как программные, так и технические. Главная, на мой взгляд, проблема – медленная, неустойчивая работа программы в сети, бывают длительные зависания, сбои системы. Иногда, к сожалению, даже с потерей информации. Быстродействие и стабильность работы могут нивелировать отдельные недостатки любой программы, а сбои – наоборот, дискредитировать любой хороший программный продукт. Но я понимаю, что это трудности сегодняшнего дня – этапа начала ведомственной эксплуатации системы. В информационных технологиях мы в последнее время наблюдаем бурный рост. И все проблемы, связанные с быстродействием и безотказностью системы, могут разрешиться в ближайшей перспективе (ближайшего года-двух) за счет банального наращивания технических мощностей системы, оптимизации информационных процессов и приобретения необходимого опыта обслуживания системы. Стратегия подобного уровня в нашей стране реализуется впервые. Но все мы живем сегодняшним днем. Чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, нам уже сейчас необходим надежный, интуитивно понятный рабочий инструмент. Цели, провозглашенные информатизацией, очень востребованы и понятны каждому врачу – доступность для лечащего врача любой введенной в систему информации о пациенте – что называется «на расстоянии вытянутой руки», возможность ее многократного использования, упрощение формирования и вывода на печать большинства отчетных форм и медицинских документов. Заявленные цели межведомственной интеграции информационных потоков открывают новые горизонты управления системой здравоохранения. Но в жизни сразу быстро все, как правило, не случается. Между тем, что есть, и тем, что должно наступить, существует определенное расстояние. Этот путь очень непростой и его надо преодолеть. В самом начале будет все происходит с точностью «до наоборот». За счет двойного ведения документации, отсутствия необходимых навыков и знаний работы в информационной системе возрастают нагрузки на медицинский персонал, растут финансовые затраты. При этом за счет неустойчивой работы у работников сохраняется недоверие к системе. Имеются претензии и к самой программе – интерфейс по многим направлениям интуитивно не понятный, мягко говоря «странный». Многие технологические процессы в системе отражены откровенно слабо, а то и совсем отсутствуют. Этим и объясняется затяжной процесс внедрения МИС в эксплуатацию на территории Новосибирской области. Но, тем не менее, результат возникает там, где понимают, что вопросом надо плотно заниматься, другого пути не будет. Информационные системы очень пластичны, и изменить ситуацию в лучшую сторону можно относительно быстро. Тяжело приходится первым – «энтузиастам не по своей воле»

— Вы в их числе?

— Ну, да. Информатизацией в рамках лечебного учреждения я занимался давно. У меня есть история комплексной информатизации учреждения, и есть результат, которыми я до 2013г. гордился. Но пришла идея общенациональной информатизации здравоохранения. Мне она была крайне понятна и симпатична потому, что просто экстраполировала модель подобную нашей на всю систему здравоохранения в целом.

К сожалению, вынужден констатировать, что при наличии превосходно разработанной стратегии на территории Новосибирской области применяемый информационный продукт в силу его функциональных недостатков в настоящее время резко сдерживает наступление желаемого результата. Это с одной стороны. С другой стороны, отказаться от него мы уже не можем. Программа оплачена, развернута, заканчивается ее гарантийное обслуживание. Если даже мы от нее откажемся, денег на другую систему мы просто не найдем. Поэтому первостепенной своей задачей считаю «выжать» из нее все возможное, максимально проверив весь имеющейся в ней функционал. Сделать это за оставшиеся полгода возможно, лишь полностью всем вместе погрузившись в работу в информационной системе. Вместе с тем, надо себе ясно отдавать отчет, что от вопроса информатизации здравоохранения страна в ближайшие годы не отойдет. Значит, интерес государства за развитием информатизации на территориях, за практической отдачей потраченных на эти цели средств будет только возрастать, и это будет сопровождаться жестким прессингом и контролем. Развитие информатизации здравоохранения на территории – это один из индикаторных показателей работы губернаторов. Государство спрашивает работу и результаты с губернаторов, губернаторы спрашивают с министров, а те уже – с нас.

Повторюсь, к концу 2014 года я имел определенный опыт и результат работы с программой МИС БАРС. По итогам работы меня попросили поучаствовать во внедрении программы в области, поставив вполне определенные задачи.

Первая – попытаться передать свой промежуточный опыт другим. Сразу скажу, что он не максимально возможный, хотя и охватывает полностью технологию оказания медицинской помощи по основным четырем направлениям до возможности формирования финансового результата.

Вторая – протестировать систему с обозначением проблемных мест, с тем чтобы их возможно было исправить в течение гарантийного периода.

Понятно, что проверить одному человеку все это невозможно. Нужны партнеры, те руководители, которые понимают, как будет развиваться ситуация в ближайшее время, и пытаются что-то в этой программе для себя сделать. Необходимо консолидировать профессиональное мнение и усилия для доведения программы до реально рабочего инструмента. Поэтому я призываю всех к сотрудничеству.

— Информатизация складывается из двух вещей – программного продукта и собственно техники – компьютеров. С последним у нас как дела?

— Требования к минимальному оснащению компьютерами достаточно серьезные. Новосибирская область провела на основании конкурса централизованный закуп техники и получила необходимый стартовый технический потенциал для начала работы. При заявленной технологии для начала работы он достаточен. Но если мы говорим о максимально желательном уровне количества компьютеров для работы по полному технологическому циклу, то требуется, конечно, допоставка техники.

Госпиталь – это компактное небольшое лечебное учреждение. У нас до программы информатизации уже была компьютерная сеть. Поэтому, получив по разнарядке от МЗ НСО дополнительную технику, мы на 100% обеспечили автоматизацию рабочих мест. В том числе и поэтому нам удалось быстро добиться определенного результата по полноте отражения технологического цикла в информационной системе.

— Обучение персонала много времени занимает?

— У всех по-разному. Быстрее это происходит, если человеку интересно и он получает какую-то практическую отдачу от своей работы. Считаю, что должна быть определенная этапность требований погружения медперсонала в систему со стороны администрации лечебного учреждения. Мы, к примеру, поначалу ставили врачу поликлиники определенные задачи – регистрация факта приема пациента в системе и закрытие случая обращения врачом без описания приема. Регистрация приема возможна и за рамками основного рабочего времени. Делается это «в три-четыре клика» при устойчивой работе системы. Секундная работа, а результат – персонифицированный учет рабочего времени и подготовленные к включению в реестры на оплату медицинской помощи закрытые случаи.

Дальше – направление на диагностику. Результат – молниеносная информация для лечащего врача об исполненном результате, где бы он в системе не осуществлялся. Еще дальше – выписка больничного листа с рабочего места. Несложными манипуляциями он открывается, продлевается и закрывается. Не нужно «шпаргалки» писать. В программе есть также возможность выписки рецепта. При этом наряду с выводом на печать самого заполненного рецепта идет отражение выписанных медикаментов в осмотре пациента. Свои записи в системе можно максимально формализовать. Есть пользовательский словарик, который можно сделать под себя. Один и тот же текст можно многократно копировать. Все это при соответствующих навыках и тренировке убыстряет процесс работы.

Неоспоримым преимуществом системы является возможность взаимодействия между лечебными учреждениями по внешним консультациям, диагностике, результатам госпитализации.

Возникает определенный порядок. В перспективе в любом лечебном учреждении врач сможет посмотреть историю пациента от начала до настоящего времени – где, когда, по какому поводу он обращался за помощью, какие исследования ему делали, как лечили, каковы результаты лечения.

Формируется не просто амбулаторная карта пациента, включающая госпитализации и медосмотры. Формируется, по сути, история здоровья человека, показатели которой пациент может контролировать самостоятельно посредством современных технологий (например, через личный кабинет гражданина сайта РФ — госуслуги.ру ).

Часть того, о чем я говорю, можно продемонстрировать уже сейчас. Часть – это ближайшая перспектива.

Марина Есикова

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *