Сначала к фониатру, потом к фонопеду

16 апреля – Всемирный день голоса. Уникальные специалисты областного консультативно-диагностического фониатрического центра рассказали, как они возвращают пациентам возможность правильно и красиво звучать.

Идея отмечать праздник, посвященный феномену голоса и его роли, появилась еще в 1990-х годах. В 2006 году к этой инициативе присоединилась Россия, и с этих пор 16 апреля у нас есть повод рассказывать о важности голоса в повседневной и профессиональной жизни, о том, что о нем надо заботиться, надо учиться им пользоваться, а в случае появления проблем с главным инструментом общения – обращаться за квалифицированной помощью. В нашем регионе оториноларингологи могут направить пациентов к тем, кто специализируется именно на проблемах голосового аппарата.

Областной консультативно-диагностический фониатрический центр на базе городской поликлиники № 1 Новосибирска принял первых пациентов еще в 1964 году. Его создавали в первую очередь для представителей голосоречевых профессий, у которых высокие требования к качеству голоса, – это артисты, певцы, ораторы, адвокаты, педагоги, воспитатели, рассказывает специалист центра врач-оториноларинголог-фониатр Егор Демидов. Впрочем, проблемы с голосом могут возникать не только у вокалистов и учителей. Шум, загазованность, химические вещества, с которыми приходится работать, тоже являются вредными факторами, влияющими на голосовые складки.

«Основная жалоба, с которой приходят пациенты, – это осиплость голоса. В нашей поликлинике есть необходимое оборудование для проведения ларингостробоскопии – исследования состояния голосового аппарата с помощью эндоскопа. На приеме в поликлинике доктора могут посмотреть пациента только по старинке с помощью зеркала, что не совсем информативно, а сложного пациента порой так невозможно посмотреть», – говорит врач.

Егор Демидов показывает, как проходит процедура. Пациентка произносит звук «и» на разных высотах. На экране монитора видно движение голосовых складок. Исследование записывают на видео, которое позже обсудят вместе с пациенткой.

В областной фониатрический центр пациентов направляют из поликлиники по месту жительства, лечение проводится бесплатно, за счет средств обязательного медицинского страхования. Прием здесь ведут три врача-фониатра. Они проводят и обследования, и лечение. Многим пациентам назначают по 10-15 вливаний в гортань, во время процедуры лекарство попадает непосредственно на пораженные голосовые связки.

Периодически помощь оказывают иногородним пациентам (по полису бесплатно), иногда – иностранцам (им уже платно).

Врачам-фониатрам приходится оказывать и неотложную помощь. Проблемы с голосом могут возникнуть у вокалиста в день концерта. «Это представитель голосовой профессии, ему нужно здесь и сейчас, для него это неотложная помощь. Понятно, что угрозы жизни нет, но ему выступать. Голос его рабочий инструмент, соответственно для него это неотложное состояние», – поясняет Егор Демидов.

Самая распространенная причина проблем голосового аппарата – воспаление, 50% приема это хронические ларингиты в стадии обострения и острые ларингиты. Также смыканию голосовых складок мешают различные новообразования: опухоли, полипы, папилломы, гемангиомы. Таких пациентов направляют на оперативное лечение в стационар.

У представителей голосовых профессий, бывает, образуются узлы, буквально мозоли на голосовых складках. Если они мягкие, их можно лечить вливаниями, голосовым покоем, а жесткие – только оперативно.

Еще в центр обращаются пациенты с так называемыми функциональными расстройствами голоса, у которых голосовые складки не могут плотно смыкаться без видимой медицинской причины. Диагноз дисфония ставится, если у пациента гипотонус или гипертонус мышц гортани. Также встречается психогенная афония, когда голос на фоне стресса вообще пропадает. А дисфонию из-за перенапряжения голосового аппарата представители голосоречевых профессий «зарабатывают» очень часто. Например, школьный учитель много говорит на уроках, а во время перемены продолжает общаться с коллегами и учениками. В итоге, небрежно относясь к голосу, педагог может осипнуть, охрипнуть или вообще потерять голос.

Таких пациентов фониатры направляют к фонопедам – логопедам, которые занимаются именно постановкой голоса. Фонопеды с помощью специальных упражнений заставляют смыкаться голосовые складки, тренируют мышцы гортани и вообще учат разговаривать правильно. Всего в областном фониатрическом центре три таких специалиста. К ним на занятия отправляют и вокалистов, которые перетрудили голосовой аппарат, и теперь голос надо поставить заново.

Егор Демидов рассказывает, что певцы все реже обращаются в экстренных ситуациях. Во время приема врач не только лечит, но и учит. Рассказывает, что нужно сделать, чтобы сберечь голос. Правила гигиены голоса для вокалистов просты. Если есть возможность помолчать, лучше помолчать. Петь нужно правильно, не перенапрягая голосовой аппарат. Если заболел, необходимо соблюдать голосовой покой, никаких нагрузок.

Еще одна категория пациентов – те, кто перенес операцию в области шеи: на щитовидной железе или на сосудах. У них очень часто возникает парез – нарушение подвижности одной или обеих половин гортани. Это тяжелое состояние, при котором не только говорить, но и дышать сложно. Если во время операции перерезали нерв, парез останется. Если его причина – послеоперационный отек, то со временем, за счет занятий с фонопедом, физиолечения, голос удается восстановить. Таких пациентов фонопед учит заново дышать и разговаривать, занятия могут продолжаться и полгода, и год.

«Также к нам приходят дети в период мутационной дисфонии, когда происходит ломка голоса. У девочек это менее заметно, у мальчиков сильнее. Как правило это юные вокалисты», – говорит Егор Демидов.

Обычно голос меняется в возрасте 12-14 лет. Помощь специалиста нужна далеко не каждому ребенку. В первую очередь она заключается в рекомендациях педагогам: одним ученикам нужен щадящий режим пения, индивидуальные занятия, а другим – полное освобождение от вокала, пока не завершится мутация.

Осмотр фониатра необходим и перед поступлением в музыкальный колледж, колледж культуры, консерваторию. Специалист дает заключение о профессиональной пригодности абитуриента.

Кабинеты фониатров располагаются на втором этаже поликлиники, фонопеды работают на третьем. Несколько лет назад для них оборудовали специальный кабинет, толщину стен в нем увеличили до полуметра, поставили вторую дверь.

«Нам нужна звукоизоляция, двери всегда закрываем, у нас бывают очень голосистые», – отмечает фонопед-речевик, логопед высшей квалификационной категории Ольга Фетисова.

Занятие с фонопедом длится от получаса. Для большинства пациентов достаточно заниматься со специалистом раз в неделю в течение месяца. При условии, что пациент будет каждый день дома добросовестно выполнять задания, полученные у фонопеда. В завершении курса – вновь осмотр фониатра.

«Без голоса и речи человек – маугли. И сейчас количество речевых профессий возрастает. Древние говорили: начни говорить, и я узнаю кто ты. Голос является невербальной составляющей коммуникации. Это музыка слова, второй смысловой пласт после речи. А по существу, я считаю, первый. Когда ребенок рождается, он узнает мамин голос. Он реагирует на интонацию. Если с ребенком резко говорят, он будет плакать, весело – он будет смеяться. Сейчас много проблематичных голосов, у нас много дисфонии. Многие состояния медикаментозно не лечатся, и сами они не пройдут. Фонопедия – направление логопедии, которое, базируясь на физиологии, педагогическими приемами проводит коррекцию голоса», – поясняет Ольга Фетисова.

Рассказывая о своей работе, она переносит фокус внимания с представителей голосоречевых профессий, с которыми в основном и занимается, на детей. Говорит о важности формирования голоса с детства, что нужно петь, развивать эмоциональную силу, интонационную выразительность голоса. Одной коррекцией звуков, с чем справляется логопед, родителям не надо ограничиваться.

«Нормальным считается голос сильный, полетный, модулированный, передающий все интонационные оттенки, эмоциональное состояние и богатство языка. У русского языка специфическая фонетика. Он могучий, в нем большие акустические объемы, этим надо уметь пользоваться», – подчеркивает фонопед.

Дыхательная гимнастика, звуковая гимнастика… Помимо реабилитации голоса для пациентов фониатрического центра есть и дополнительное образование, позволяющее восстанавливать голос, профилактировать нарушения, развивать акустические и психоэмоциональные параметры голоса. «Учиться приходят педагоги, юристы, служащие. Те, кому важно правильно доносить информацию. Некоторых очень умных педагогов не понимают. Потому что речь быстрая, пауз нет, голос тихий и монотонный. Слушатель засыпать начинает», – поясняет фонопед.

Представители этой профессии – не врачи, они педагоги. Как рассказала заместитель главного врача поликлиники № 1 Анастасия Шуркевич, несколько лет назад медучреждение получило лицензию на образовательную деятельность: «Специально, чтобы была возможность полноценно трудоустраивать наших фонопедов, чтобы они имели все возможные льготы профессии, не потеряли льготный стаж, льготное количество дней отпуска, которое им полагается».

«Фониатрический центр – уникальная служба. Потеря голоса не является жизнеугрожающей ситуацией, но это может быть крахом профессии человека. Преподаватель, диктор, певец, учитель, любой публичный человек, который много говорит. Без голоса он становится непригоден. Не каждый логопед может стать фонопедом. Логопед может исправить ребенку речь. Научить произносить звуки, немного повлиять на произношение, расстановку акцентов. Фонопеду нужны музыкальные знания, чтобы он был музыкальным внутри себя. Когда музыка в нем, он может научить этой музыке других. Не каждый врач-лор может стать фониатром. Это должен быть особый талант, особое восприятие звука, поставленное ушко, умение разбираться в музыке», – считает зам главврача.

В номенклатуре должностей медицинских работников, конечно, нет, фонопедов. Нет в ней и фониатров. Все фониатры – это оториноларингологи, получившие дополнительную квалификацию, дополнительные навыки.

«На мой взгляд, необходимо готовить еще специалистов. Многие не знают о существовании нашего центра. Кто-то не придает значения работе с голосом. Например, водитель-дальнобойщик может принимать как данность осиплость своего голоса, не задумываться об этом. А голос уже не так звучит, не такой отчетливый, не такой красивый каким был. Эта специальность – фониатр – должна быть в жизни людей, не только представителей голосоречевых профессий», – убеждена Шуркевич.

Источник: zdrav.nso.ru

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.