В НГМУ готовят врачей новой формации

Качество медицинской помощи не может быть выше качества полученного образования. Эта сентенция Всемирной Организации Здравоохранения не потеряла своей актуальности. А модернизация здравоохранения, начатая в нашей стране, предъявляет новые требования как к подготовке будущих докторов, так и к постдипломному образованию уже состоявшихся специалистов. О том, как к решению этих актуальных, но непростых задач подходят в Новосибирском государственном медицинском университете, рассказывает проректор по постдипломному образованию, д.м.н, профессор Елена Геннадьевна Кондюрина:

Не просто навыки и умения – новый уровень компетенции

– Сегодня врач, который придет в практическое здравоохранение, должен иметь не просто навыки и умения, а уровень компетенции. И эту задачу мы перед собой сегодня ставим.

Нам Министерство соцздравразвития РФ выделило достаточно большие деньги, чтобы улучшить аспект практической подготовки за счет внедрения в процесс обучения работу на фантомах. Сердечно-легочную реанимацию все наши выпускники не только третий год осваивают в интерактивном режиме, но в этом же режиме и зачет сдают. Сегодня мы совершенно иначе готовим анестезиологов и реаниматологов. И врачи-интерны, ординаторы у нас стартуют с того, что они учатся катеризировать центральные, периферические вены, проводить интубацию на современных интерактивных манекенах. И это манекены с обратной связью дают нам возможность оценить эффективность манипуляций.

Сегодня у нас появились новые фантомы. Это фантом, который позволяет освоить навыки проведения родов, как физиологических, так и патологических. Преподаватель может смоделировать любой сценарий, любое фоновое соматическое заболевание беременной женщины. Сегодня у нас есть фантом новорожденного ребенка, позволяющий отрабатывать различные клинические ситуации. У нас есть симуляторы, позволяющие решать любые клинические задачи неотложного этапа. Это нарушения сердечного ритма и инфаркты миокарда, нарушения мозгового кровообращения, пневмоторокс, бронхиальная астма, отек легких и т.д. Работа на этих фантомах формирует уже не уровень навыков, а умение решать ситуации конкретных клинических случаев. Студент, интерн использует не конкретные знания по кардиологии, анестезиологии, реанимации, фармакологии, а формирует клиническое мышление, синтетическое понимание ситуации, проективное мышление. Эта работа сегодня позволяет нам добиться более грамотного, более запрограммированного поведения врача. При этом с одной стороны, мы должны четко отрабатывать тактику в экстренной ситуации, которая должна укладываться во все стандарты, но с другой стороны мы в рамах этой ситуации мы не должны отрабатывать чисто механистический подход, которым, к сожалению, отличаются многие западные варианты оказания медицинской помощи. Мы стараемся развивать то клиническое мышление, которое всегда отличало российскую медицинскую школу.

Новое появилось и в подготовке хирургов. У нас есть уникальная лаборатория, позволяющая обучить азам эндовидеохирургиии. А если учесть, что во многих ЦРБ сегодня уже есть видеэндоскопические стойки, то выпускники должны освоить азы работы, научиться ассистировать. И это куплено на внебюджетные средства. Наш университет считает это приоритетным направлением, вкладывает в это деньги.

А за счет Минздравсоцразвития у нас появился уникальный симулятор для отработки рентгенэндоваскулярных манипуляций.

Важно, чтобы в подготовке врачей были правильно расставлены приоритеты. И мы сегодня их расставили.

Варианты коллективного подхода

– Мы достигли того уровня когда, когда хотим перейти на обучение не просто отдельного участника сценария, а бригады специалистов. Мы используем определенные варианты коллективного подхода. К примеру, акушер-гинеколог отрабатывает навыки проведения физиологических родов. Он один принимает эти роды, а четыре человека ведут протокол этих родов и оценивают, насколько правильно все происходит. Это новое взаимодействие, которое позволяет нам повысить уровень практической подготовки. Причем такой вариант подготовки применим в любой специальности.

Первым делом теория

– У нас появились новые возможности и в самой методике проведения занятий. Сегодня все наши классы оборудованы интерактивно системой. Каждый врач, интерн, ординатор, заходя в фантомный класс, сначала сдает определенный зачет по теории. Ответил успешно – идет дальше заниматься. Ответил не очень – идет учить теорию. Мы будем это направление развивать.

После того, как заканчиваются занятия, мы открываем возможность тестирования по освоенным умениям, навыкам, клиническим задачам в рамках программы МОДУЛ. У каждого, кто проходит через фантомный класс, есть свой пароль-логин. Под ним он заходит в программу и в течение определенного времени может сдать зачет в рамках решения клинических задач. Мы стараемся, чтобы фантомные классы не только позволили отработать практические навыки, но сформировали компетенции с получением зачета с помощью таких современных технологий.

Дистанционное образование

– Хотим мы или не хотим, но отрывать врача на месяц раз в пять лет мы все-таки будем. Наука, знания развиваются стремительно, но раз в пять лет их обобщить, пообщаться непосредственно с преподавателем абсолютно необходимо. Однако есть вещи, носящие во многом теоретический характер, которые надо просто помочь получить. И это совершенно спокойно можно сделать дистанционно. Интернет сегодня доступен везде. Поэтому постдипломное непрерывное образование сегодня проще реализовать в рамах дистанционных технологий и проведения каких-то дискретных форм обучения: двух или трехдневных семинаров, конференций, каких-то интерактивных вариантов обучения. Мы с одной стороны решаем проблему быстрой доставки информации в каждое конкретное ЛПУ, каждому конкретному врачу. И с другой стороны, мы имеем возможность реализовать концепцию непрерывного образования, отслеживая каждого участника этого процесса. У нас даже наработан определенный опыт.

Не до конца еще используются возможности телемедицины в этом плане. Мы планируем начать такую работу, пока в Якутске. Если все получится, то будем думать, как формировать какие-то постоянные связи у нас в области.

Связи с заказчиком

-Сегодня подготовка врача должна определяться, прежде всего, потребностями практического здравоохранения. И наша задача – учитывать эти потребности при подготовке специалистов. Но с другой стороны важно, чтобы наши выпускники понимали, где они могут реализовать свой потенциал, свой накопленный объем знаний, чтобы они были максимально востребованы. То взаимодействие и с Министерством здравоохранения Новосибирской области, и с Главным управлением здравоохранения мэрии Новосибирска позволяет нам понять, кого мы должны готовить, по каким специальностях и в каких объемах.

Но что бы не говорили о профессии врача, о его долге, но он должен работать с удовольствием. И для того, чтобы он реализовал свои возможности, он должен представлять себе весь спектр вакансий, который есть на территории. Именно поэтому мы совместно с министерством здравоохранения Новосибирской области уже во второй раз провели ярмарку вакансий медицинских работников. И недаром пригласили на нее главных врачей. Они увидели, в каких условиях и каких врачей мы готовим. Мы сегодня слышали от них просьбы, дайте их, выпускников, нам. Хотя бы на месяц, чтобы они почувствовали реальную работу в реальных условиях. Думаю, что такой вариант не исключен.

Марина Есикова

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.