Доклад Лесниковой М.Н. на 17-й отчетной конференции 28.05.2010 г.

[СЛАЙД]

С целью усиления имущественной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений уточнен правовой статус этого вида юридических лиц, принят федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”

[СЛАЙД]

Из Послания Президента РФ Владимира Путина
Федеральному Собранию от 26.05.2004

Несколько слов – о бюджетной реформе. Основной ее принцип – переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами. В целом Правительству надо сформировать систему оценки планов и показателей работы всех органов исполнительной власти. И только на этой основе подводить итоги, делать выводы и корректировать политику по отдельным направлениям.

В этой связи основой формирования бюджета должны стать четко заданные цели проводимой политики и ожидаемые результаты. А само бюджетное планирование – приобрести долговременный характер. При этом самостоятельность бюджетополучателей в распоряжении средствами должна сопровождаться их ответственностью за результаты работы.

Отмечу, что достижение оптимального уровня госрасходов – подчеркну это особо – должно стать базовым принципом экономической политики. И так денег не так много. Правительству надо прежде всего провести реструктуризацию огромной сети бюджетных учреждений, которые растут как грибы по всей стране, – изменив порядок их финансирования и сам статус значительной части таких учреждений.

[СЛАЙД]

Задачи закона:
[СЛАЙД]
• создание предпосылок для повышения качества государственных и муниципальных услуг;
• внедрение элементов рыночности в деятельность государственных (муниципальных) учреждений;
• переориентация внимания учреждений с обоснования потребности в бюджетных ресурсах и затем их «освоения» на максимальный учет интересов потребителей услуг;
• ускорение реструктуризации бюджетного сектора и формирование условий для более полной практической реализации подходов, заложенных в федеральном законодательстве об автономных учреждениях;
• активизация развития материальной базы государственных (муниципальных) учреждений за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников финансирования;
• привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
• создание механизмов для переложения части ответственности за отраслевое развитие на руководителей государственных и муниципальных учреждений;
• обеспечение больших возможностей для ускоренного развития наиболее успешных государственных (муниципальных) учреждений.

[СЛАЙД]

Методы решения задач:
[СЛАЙД]
• изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переведя их с 1 января 2011 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания;
• предоставить право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в распоряжение этих учреждений;
• устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав;
• расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти — учредитель соответствующего учреждения.

Указанный Федеральный закон направлен на решение существующих проблем в сфере оказания бюджетными учреждениями государственных и муниципальных услуг. Концептуальные изменения, вносимые Законом, коснутся почти 330 тысяч бюджетных учреждений и потребуют разработки более 40 нормативных правовых актов.

[СЛАЙД]

Закон призван сформировать основу законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг и реструктуризации бюджетной сети через внесение изменений в 28 законодательных актов, включая Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, а также соответствующие отраслевые законы.

[СЛАЙД]

В том числе и в закон «Об автономных учреждениях» признавая часть 3 статьи 20: «Изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается» утратившей силу.

[СЛАЙД]

В соответствии с вносимыми изменениями в статью 120 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение будет создаваться в форме бюджетного, автономного или казенного учреждения.

Законом устанавливается, что существующие государственные учреждения будут отнесены к бюджетным или казенным на основании решений органов государственных власти и органов местного самоуправления (до 1 ноября 2010 года на федеральном уровне и до 1 декабря 2010 года – на региональном и местном).

[СЛАЙД]

До 1 июня 2011 года федеральные государственные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей бюджетных учреждений, должны будут внести соответствующие изменения в уставы федеральных бюджетных и казенных учреждений (до 1 декабря 2011 года – аналогичные изменения должны быть осуществлены в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании).

Выбор соответствующего правового статуса будет осуществляться с учётом возможности функционирования учреждения на основе рыночных принципов.

[СЛАЙД]

Перечень федеральных учреждений, создаваемых в силу закона по типу казенных, определяется подпунктом Законом, в здравоохранении – это психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Доходы от приносящей доход деятельности казенных учреждений будут полностью зачисляться в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

[СЛАЙД]

Ключевой новацией Закона является переход от сметного финансирования от фактически сложившихся расходов бюджетных учреждений к финансовому обеспечению выполнения государственного (муниципального) задания (далее – задания) на оказание услуг (выполнение работ) в виде бюджетных субсидий.

Закон не раскрывает и не регламентирует порядок формирования задания, нормативы его расчёта и объёмы его финансового обеспечения. Соответствующая нормативная база начнёт формироваться после принятия рассматриваемого Закона.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения задания, однако при этом допускается уменьшение объёма субсидии в течение срока выполнения задания при соответствующей корректировке этого задания (пункт 5 статьи 6 Закона).

Таким образом, предлагается наделить органы государственных власти субъектов и органы местного самоуправления гибким инструментом финансирования деятельности бюджетных учреждений, призванным повысить эффективность выполнения ими уставных задач. В случае серьезного сокращения задания бюджетные учреждения могут столкнуться с необходимостью изыскания дополнительных средств обеспечения своей деятельности путем оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, предусмотренной его учредительными документами.

[СЛАЙД]

Порядок определения платы за услуги, а также их перечень будут устанавливаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

При этом бюджетным учреждениям предоставляется право распоряжаться всем движимым имуществом бюджетного учреждения, находящегося у него на праве оперативного управления, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого определяется учредителем бюджетного учреждения. Вместе с тем казённое учреждение может распоряжаться своим имуществом только по согласованию с учредителем.

Изменяется механизм финансового обеспечения бюджетных и казённых учреждений: им предоставляется право заниматься деятельностью, приносящей доход (в соответствии со своими учредительными документами), при этом полученный бюджетными учреждениями доход поступает в дополнение к субсидиям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации для самостоятельного распоряжения учреждениями, а доход казённых учреждений – в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

[СЛАЙД]

Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. При этом Законом устанавливается невозможность осуществления взыскания по исполнительным документам на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество бюджетных учреждений, определенное решениями соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления до 1 марта 2011 года.

Субсидиарная ответственность государства и муниципальных образований сохраняется лишь в отношении казенных учреждений.

Одним из основных отличий нового типа бюджетных учреждений от существующих автономных будет заключаться в осуществлении их кассового обслуживания органами Федерального казначейства и финансовыми органами субъектов, а также в обязательности применения норм Федерального закона № 94-ФЗ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд бюджетного учреждения.

Кроме этого, в отличие от автономного, бюджетное учреждение не вправе распоряжаться любым недвижимым имуществом без согласия собственника, в т.ч. приобретённым за счет доходов от приносящей доход деятельности.

[СЛАЙД]

Обеспечить прозрачность деятельности и возможность общественного контроля государственных (муниципальных) учреждений позволят отчеты о результатах их деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, подлежащие размещению в сети Интернет в соответствии с новой редакцией статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Наряду с вышеизложенным, Федеральный закон устанавливает:

– порядок открытия и ведения лицевых счетов бюджетных учреждений, особенности учёта операций со средствами, поступающими в распоряжение бюджетных учреждений из бюджетов публичных правовых образований для исполнения публичных обязательств и (или) осуществления мероприятий;

– сроки разработки перечня бюджетных и казённых учреждений, перечня недвижимого имущества, закреплённого учредителем за бюджетным учреждением или приобретённого за счёт средств, выделенных учредителем на данные цели, принятия решений об отнесении того или иного имущества к особо ценному и внесения изменений в уставы бюджетных и казённых учреждений.

В переходный период, установленный Законом с 1 января 2011 года до 1 января 2012 года, первоначальные нормативы затрат на оказание федеральными бюджетными учреждениями, тип которых не изменяется, будут определяться исходя из размера бюджетных ассигнований, выделенных на 2010 год.

Критерии сравнения Автономное учреждение Бюджетное учреждение
(с расширенным объемом прав)
Казенное учреждение
Финансовое обеспечение В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя и на содержание имущества Субсидии:
— в соответствии с заданием учредителя;
— на содержание имущества;
— на иные цели
Средства бюджета:
— на исполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами;
— на осуществление мероприятий в соответствии с нормативно-правовыми актами
На основе бюджетной сметы
Приносящая доход деятельность Доходы поступают в самостоятельное распоряжение Доходы поступают в самостоятельное распоряжение Полученные доходы зачисляются в бюджет
Открытие счетов Счета в кредитных организациях Только в органах Федерального казначейства (финансовых органах) Только в органах Федерального казначейства (финансовых органах)
Распространение действия Закона № 94-Ф Не распространяется Распространяется в полном объеме Распространяется в полном объеме
Учет Коммерческий план счетов Коммерческий план счетов с ведением аналитического учета по укрупненным кодам КОСГУ, а в части средств бюджета — по бюджетному плану счетов Бюджетный план счетов
Отчетность Государственные (муниципальные) учреждения обязаны обеспечивать публичность и открытость отчетов о своей деятельности (единый сайт в сети Интернет)

[СЛАЙД]

Действующий в настоящее время Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (принят 28 июня 1991 года №1499-1) не соответствует современным требованиям к организации обязательного государственного социального страхования, прежде всего в части создания действенных механизмов обеспечения прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи.

Не созданы условия, при которых центральным элементом системы обязательного медицинского страхования является застрахованный гражданин. Закрепление права выбора страховой медицинской организации одновременно за страхователем и гражданином привело к фактическому устранению граждан от участия в выборе страховой медицинской организации. Отсутствие требований об оплате медицинских услуг в сфере обязательного медицинского страхования по полному тарифу не дает возможность обеспечить право граждан на свободный выбор медицинской организации, вне зависимости от формы собственности.

В настоящее время не установлены требования к размеру страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что приводит к существенному различию финансового обеспечения оказания медицинской помощи и, как следствие, качества и объема медицинской помощи, оказываемой в различных субъектах Российской Федерации. Не определен правовой статус Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования как субъектов системы обязательного медицинского страхования. Отсутствуют положения о единой базе данных застрахованных лиц в Российской Федерации, что приводит трудностям в предоставлении медицинской помощи за пределами субъекта Российской Федерации, в котором застрахован гражданин. Отсутствуют нормы, раскрывающие права страховых медицинских организаций по контролю объемов, сроков и качества медицинской помощи. Несовершенна структура управления системой обязательного медицинского страхования.

25 мая 2010 года на официальном сайте Минздравсоцразвития РФ открыт сбор экспертных комментариев по проекту Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который направлен на усиление гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи. Основные положения законопроекта соответствуют Федеральному закону от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

[СЛАЙД]

Закрепляются принципы осуществления обязательного медицинского страхования как составной части обязательного социального страхования: всеобщий характер обязательного медицинского страхования, государственная гарантия защиты застрахованных лиц от социальных рисков, автономность финансовой системы обязательного медицинского страхования.

Проект закона определяет субъекты обязательного медицинского страхования и определяет их правовой статус и механизм взаимодействия.

К застрахованным лицам отнесены работающие и неработающие граждане Российской Федерации. Установлено, что постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства имеют такие же права и обязанности в системе обязательного медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации. Страхование детей с рождения до государственной регистрации рождения осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахованы их матери или другие законные представители, после государственной регистрации рождения по достижении совершеннолетия либо по приобретении ими дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия – страховой медицинской организацией, выбранной их родителями или другими законными представителями.

[СЛАЙД]

Проектом закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» закрепляется право застрахованного лица на выбор/замену страховой медицинской организации. Исключается право работодателя и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на выбор страховых медицинских организаций. Застрахованное лицо будет вправе заменить выбранную им страховую медицинскую организацию на иную, при этом страховые медицинские организации не вправе отказать ему в таком выборе. Гражданин будет обладать правом выбора медицинской организации и врача, правом на получение медицинской помощи в любой медицинской организации, работающей в системе обязательного медицинского страхования. Информация о медицинских организациях и страховых медицинских организациях, работающих в системе обязательного медицинского страхования, будет доступна для граждан на сайтах территориальных фондов обязательного медицинского страхования в сети Интернет.

[СЛАЙД]

Законопроект предусматривает участие в заявительном порядке в системе обязательного медицинского страхования медицинских организаций любых организационно-правовых форм и имеющих имущество в любой форме собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Медицинским организациям не будет требоваться решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации об их участии в системе обязательного медицинского страхования.

[СЛАЙД]

Застрахованные лица будут иметь страховой медицинский полис единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и действующий на всей территории Российской Федерации.

[СЛАЙД]

Проект закона закрепляет право застрахованного лица на возмещение от страховой медицинской организации и медицинской организации ущерба, причиненного в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением страховой медицинской организацией и медицинской организацией обязанностей по организации медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

[СЛАЙД]

Предлагается установление единого страховщика в системе обязательного медицинского страхования – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Отдельные полномочия страховщика будут осуществляться территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями. В законопроекте закрепляются функции ФОМСа, ТФОМСа, и СМО.

[СЛАЙД]

Законопроектом устанавливается поощрение страховым медицинским организациям в зависимости от показателей здоровья застрахованных лиц, что будет побуждать страховые медицинские организации способствовать осуществлению профилактических мероприятий в медицинских организациях, внедрению наиболее эффективных методов лечения, заключению договоров с наиболее успешно работающими медицинскими организациями.

[СЛАЙД]

Закрепляется возможность возмещения страховым медицинским организациям расходов на оказание медицинской помощи вследствие причинения вреда здоровью застрахованного лица и компенсация расходов на оказание медицинской помощи застрахованному лицу в случае причинения вреда здоровью вследствие несчастного случая на производстве. Устанавливаются санкции к страховым медицинским организациям за неоплату или несвоевременную оплату медицинской помощи.

В целях повышения качества оказания медицинской помощи застрахованным гражданам законопроект обеспечивает создание конкурентной среды между медицинскими организациями. Действующий тариф ОМС ограничивает участие частных медицинских организаций в системе ОМС.

[СЛАЙД]

В целях повышения доступности медицинской помощи застрахованным гражданам, за счет включения в систему обязательного медицинского страхования частных медицинских организаций, законопроект предусматривает возможность перехода на преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования в связи с установлением оплаты медицинской помощи по тарифу, включающему все статьи расходов, кроме капитальных вложений и расходов на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу.

В период с 2011 по 2012 года тариф на оплату медицинской помощи в субъектах Российской Федерации может включать в себя часть элементов структуры тарифа, установленной законопроектом, а именно, часть расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.

[СЛАЙД]

Тариф на оплату медицинской помощи устанавливается соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, представителями медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников и страховых медицинских организаций. Тарифы на оплату медицинской помощи являются едиными для всех страховых медицинских организаций, оплачивающих медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в одной медицинской организации.

[СЛАЙД]

Скорая медицинская помощь будет включена в базовую программу обязательного медицинского страхования с 2013 года, а высокотехнологичная медицинская помощь – с 2015 года.

[СЛАЙД]

Финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования предусматривает закрепление доходных источников, сформированных по страховым принципам:

страховые взносы работодателей на обязательное медицинское страхование работающего населения;

страховые взносы субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

[СЛАЙД]

Предусматривается защита от финансовых рисков в системе обязательного медицинского страхования. Предполагается установление резервов в страховых медицинских организациях. Резерв оплаты медицинской помощи используется в случае недостатка средств у страховой медицинской организации на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам. Резерв финансового обеспечения предупредительных мероприятий является инструментом снижения затрат на оказание медицинской помощи и стимулирования медицинских учреждений, достигающих наилучших результатов в лечебном процессе.

Функции перестраховщика в системе обязательного медицинского страхования выполняет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который формирует нормированный страховой запас и резерв финансирования профилактических мероприятий.

[СЛАЙД]

Реализация права застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования устанавливается на основании договоров, заключенных между субъектами обязательного медицинского страхования. В законопроекте установлены виды и содержание договоров в системе обязательного медицинского страхования.

[СЛАЙД]

Законопроектом закреплено осуществление контроля объемов, сроков и качества медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам медицинскими организациями в объеме и на условиях, соответствующих территориальной программе обязательного медицинского страхования и договору на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи. Определен порядок и механизм их проведения. Предусмотрены контрольные функции со стороны фондов обязательного медицинского страхования в целях обеспечения защиты интересов застрахованных лиц.

Предусматриваются условия для организации единого информационного пространства в рамках системы обязательного медицинского страхования на основе введения персонифицированного учета.

[СЛАЙД]

Персонифицированный учет предполагает:

введение полиса единого образца, не требующего замены при смене страховой медицинской организации и действующего на всей территории Российской Федерации;

ведение единого регистра застрахованных лиц в Российской Федерации;

персонификацию объемов оказанной медицинской помощи¸ расходов на ее оказание за счет средств обязательного медицинского страхования, а также результатов контроля объемов и экспертизы качества медицинской помощи;

обоснованное прогнозирование потребности в объемах медицинской помощи в целях формирования и экономического обоснования программ обязательного медицинского страхования.

[СЛАЙД]

Особенностью реализации законопроекта в 2011 – 2012 годах является финансовое обеспечение за счет бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. Средства, направляемые на модернизацию здравоохранения субъектов Российской Федерации будут использоваться на следующие цели:

укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, в том числе новое строительство, в размере до 100 млн. рублей в расчете на один объект, обеспечивающее завершение строительства ранее начатых объектов, а также текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных медицинских учреждений;

внедрение современных информационных систем в здравоохранении, обеспечивающих переход на единый полис обязательного медицинского страхования, в том числе в составе универсальной электронной карты гражданина Российской Федерации; внедрение телекоммуникационных систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;

подготовка к внедрению стандартов оказания медицинской помощи, в том числе установление дополнительных государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи неработающим пенсионерам.

Реализация указанных мер будет осуществляться на основе региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации путем подписания соглашений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Федеральным фондом. В 2011 и 2012 годах средства на модернизацию здравоохранения в субъекте Российской Федерации будут предоставляться при условии установления объема финансирования здравоохранения в законе о бюджете субъекта Российской Федерации в размере, не менее установленного в законе о бюджете субъекта Российской Федерации в 2009 и 2010 годах.

Предполагается замена полисов.

Принятие проекта федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» потребует принятия федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В заключении хочется отметить еще один документ, в содержании которого четко прослеживается предполагаемая реформа здравоохранения это Концепцию развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г., принятая Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которая представляет собой анализ состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода.

[СЛАЙД]

В соответствии с результатами анализа состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также для достижения поставленных целей предлагаются мероприятия по следующим направлениям в два этапа 2009-2015 и 2016 – 2020 гг.:

[СЛАЙД]

– Формирование здорового образа жизни

– Гарантированное обеспечение населения Российской Федерации качественной медицинской помощью

[СЛАЙД]
1. конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;
2. стандартизация медицинской помощи;
3. организация медицинской помощи;
4. обеспечение лекарственными средствами граждан в амбулаторных условиях;
5. осуществление единой кадровой политики;
6. инновационное развитие здравоохранения;
7. модернизация системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи;
8. информатизация здравоохранения.

[СЛАЙД]

Так же Концепция отражает необходимость изменений в законодательном и нормативно – правовом обеспечении здравоохранения.

Правовое обеспечение предполагается в принятии законодательных актов, направленных на:
– реализацию задач по конкретизации государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи,
– созданию эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий,
– перехода на современную систему организации медицинской помощи,
– по улучшению лекарственного обеспечения.

В целях реализации указанных задач потребуется уточнение федерального законодательства, закрепляющего систему организации здравоохранения и оказания медицинской помощи в Российской Федерации, права пациентов и медицинских работников, а также гарантированный механизм реализации этих прав, устанавливающего требования к организациям здравоохранения, к квалификации медицинских работников, оснащению организаций здравоохранения.

[СЛАЙД]

Потребуется разработка и принятие федерального закона «О государственных гарантиях оказания гражданам бесплатной медицинской помощи», включающего порядок, условия и стандарт объема предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи, порядок финансового обеспечения предоставляемой медицинской помощи с учетом потребности граждан Российской Федерации в медицинской помощи, а также с учетом принимаемых стандартов медицинской помощи.

Указанный федеральный закон также должен содержать порядок разработки и принятия медико-экономических стандартов, критерии качества предоставляемых медицинских услуг, порядок контроля и порядок проведения медико-экономической экспертизы качества оказанной медицинской помощи.

Необходимо отметить, что действующее в настоящее время законодательство Российской Федерации не обеспечивает в полной мере четкого разграничения между порядком получения гражданами бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг, не содержит в себе положений, регулирующих вопросы ценообразования на медицинские услуги, предоставляемые гражданам за плату.

В связи с этим, помимо конкретизации условий и порядка оказания бесплатной медицинской помощи, потребуется совершенствование законодательства по установлению механизма правового регулирования оказания платным медицинских услуг.

Реализация программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи должна осуществляться через систему обязательного медицинского страхования. Потребуется разработка и принятие федерального закона «Об обязательном медицинском страховании», который должен будет определить правовые, экономические и организационные основы ОМС, включающие права и обязанности субъектов обязательного медицинского страхования, установить централизованную систему центральных и территориальных органов фондов, порядок формирования источников финансирования медицинского страхования как для работающего, так и неработающего населения, включающего порядок уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование и установления страховых тарифов на ОМС, порядок ведения персонифицированного учета застрахованных граждан и оказанной им медицинской помощи, введение системного контроля за осуществлением ОМС.

В целях создания финансовой основы новой модели медицинского страхования потребуется внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС, а также направления части налога на доходы физических лиц в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В целях развития здравоохранения потребуется принятие решения о включении лекарственного обеспечения граждан в программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и в медико-экономические стандарты в качестве их составной части, и, как следствие, включение лекарственного обеспечения в медицинское страхование, что потребует соответствующего отражения в перечисленных федеральных законах.

После принятия основополагающих законодательных актов потребуется принятие необходимых подзаконных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в первую очередь, Минздравсоцразвития России.

Кроме того, в настоящее время наблюдается рост количества гражданских исков, связанных с качеством оказания медицинской помощи. В связи с этим, на втором этапе правового обеспечения реализации постановленных задач по развитию здравоохранения, в целях создания правовых и финансовых основ для урегулирования вопросов, связанных с качеством оказания медицинской помощи, должны быть приняты федеральные законы «О защите прав пациента» и «Об обязательном страховании профессиональной ответственности медицинских работников».

В целях развития рынка медицинских услуг, предоставляемых организациями здравоохранения, а также в целях расширения финансовой самостоятельности указанных организаций здравоохранения следует внести изменения в Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в части отмены ограничения по запрету создания автономного учреждения здравоохранения путем изменения типа существующего учреждения здравоохранения. Кроме того, потребуется пересмотр законодательства об автономных учреждениях с целью установления более гибких механизмов управления автономными учреждениями, а также в части определения состава затрат на оказание государственной услуги, чтобы не допустить перекрестного субсидирования расходов на содержание имущества автономных учреждений при внедрении полного тарифа на медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования.

На данном этапе правового обеспечения Концепции потребуется также совершенствование законодательства, регулирующего вопросы донорства крови и ее компонентов, трансплантации органов и тканей.

Учитывая, что в настоящее время судебная практика Европейского суда указывает на не совершенство российского законодательства о психиатрической помощи в части нарушения прав пациента, требуется внести изменения в Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Следующим этапом нормативного правового регулирования, обеспечивающего выполнение задач по развитию здравоохранения, должно являться совершенствование действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. При этом нормативно-правовое регулирование в указанной сфере должно быть направлено на формирование здорового образа жизни населения, предупреждение инфекционных и социально-значимых заболеваний, ужесточение ответственности за несоблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства.

[СЛАЙД]

Отрадно, что на втором этапе реализации Концепции (2016–2020) предполагаются поэтапный переход к саморегулируемой системе организации медицинской помощи на основе созданных инфраструктуры и кадрового ресурса здравоохранения и информатизации отрасли, дальнейшее внедрение новых технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения, включение высокотехнологичной и скорой медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования, интеграция бюджетных инвестиций в тарифы на медицинскую помощь, создание системы лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках обязательного медицинского страхования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.