На конференции Общероссийского народного фронта обсудили вопросы здравоохранения

28-29 марта в Ростове-на-Дону прошла первая конференция Общероссийского фронта  «Строительство социальной справедливости». Мероприятие дало  старт серии конференций ОНФ, на которых будут обсуждать основополагающие вопросы развития страны, которые и так или иначе обсуждались в предвыборных статьях Владимира Путина и легли в основу первых указов президента. Первая  конференция ОНФ была посвящена обсуждению и реализации в жизнь положений предвыборной статьи Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» и проходила в два этапа. В первый день прошли круглые столы, а во второй состоялось общение участников конференции с Владимиром Путиным. В его ходе были подняты и вопросы, касающиеся здравоохранения.

Мы предлагаем ознакомиться с той частью стенограммы встречи, где обсуждаются эти вопросы:


С.БАГНЕНКО: Владимир Владимирович, вчера у нас был довольно жаркий «круглый стол» по здравоохранению. Но первое, что хочется сказать, наверное, изменяется тональность. Если раньше было у нас, так сказать, по какому пути идти, то сейчас, честно говоря, этого выбора практически нет. Мы все сошлись на том, что мы идём правильным путём.

В.ПУТИН: «Верной дорогой идёте, товарищи!»

С.БАГНЕНКО: Владимир Владимирович, когда Вы возглавили Правительство, появились программы, – это и родовые сертификаты, и федеральные целевые программы. Они стали насыщаться деньгами, и все это почувствовали. Причём речь не о здравоохранении как отрасли, а о населении, которое это получает, я имею в виду родовые сертификаты. Это суперпроект, и спасибо за то, что это продолжается.Мы сошлись на том, что все эти федеральные целевые программы должны продолжаться. Конечно, вернуться в социализм невозможно, и надо строить сложную, но эффективную систему здравоохранения. Если говорить о справедливом обществе, то это один из важнейших моментов справедливого общества. И чтобы это было реализуемо не только для тех, кто может уехать в Германию, а и на нашей территории.

Вот я Вам хочу сказать, что В этом смысле и порядки, и стандарты, и протоколы архиважны, и сейчас они реализуются. И здесь мы пытались вчера отсеять проблемы на те, которые мы решим внутри отрасли, и на те, по которым мы хотим некоторой помощи всё-таки от Вас.

Внутри отрасли, конечно, у нас проблемы завершения стандартов. Потому что стандарт – это гарантия качественной помощи на всей территории Российской Федерации. И там практически все объективные критерии, кроме одного. Конечно, политическое решение – это уровень оплаты труда внутри стандарта. Вот здесь, я думаю, что Вы, понимая это, сделали свои указы. Стандарт полностью защищает реализацию здравоохранения в виде качественного набора услуг, потребляемых пациентом. Хотя это не всё.

Вы знаете, там, конечно, за пределами этого стандарта, остаются модернизация (мы её ощутили, но внутри стандарта её нет, она должна быть дополнительной), медицинское образование, медицинская наука. И ещё внутри отрасли, в чём мы ждём Вашей поддержки, – чтобы Вы сказали, что это действительно важно, это научно-методическое сопровождение программ.

Мы все ругаем нашу науку, что там низкий уровень цитирования и так далее. Но мы её очень мало привлекаем за деньги для того, чтобы создавать программы, за них отвечать и научно и методически сопровождать. Понимаете? Потому что это важнейшая задача и медицинской, и педагогической науки, и любой науки.

Когда у нас записаны в государственной программе ответственные за создание подпрограммы или проекта, допустим, Министерство образования или Министерство здравоохранения, это не значит, что они своими силами должны внутри министерства создавать.

Туда должен закладываться бюджет, они должны заказывать, у программ должны быть авторы, а не только министр должен защищать программу. Это на телевидении должно обсуждаться, и это должно обсуждаться в профессиональном сообществе, и тогда мы получим качественные продукты.

Иначе мы часто приступаем к реализации программ: как бы деньги даны, и под них пишется программа. Но как без хорошего проекта не построишь качественный дом, так без хорошей программы получаешь неэффективное использование средств внутри здравоохранения.

Второе. Я не могу не сказать это, мы Вам благодарны за Вашу политическую позицию, с точки зрения этих двух дополнительных процентов, и я понимаю, как Вы это защищаете. Мы сейчас все понимаем, что работодатели понимают, что, с одной стороны, если не будет рабочих мест, то нечего будет собирать.

С другой стороны, если ничего не собрать, то не будет здравоохранения. Может быть, для того чтобы чуть-чуть утешить экономику, скажем, что те средства, которые изъяли из здравоохранения, ваши же сотрудники и родственники получат в виде качественного социального пакета. И мы обещаем, что мы будем стараться, чтобы у нас здравоохранение было качественным.

Теперь, что хотим попросить. Если мы идём на какие-то непопулярные шаги (вернее, они сегодня непопулярные, завтра они окажутся популярными, но сегодня надо какой-то момент пережить), вот здесь должны быть государственные программы, которые задействуют телевидение, рекламу, просто заказывать за деньги не передачу о том, надо курить или не надо курить, а передачу, почему не надо курить.

Если мы строим 46 перинатальных центров, мы же понимаем, что не удастся сделать так, чтобы не закрыть ни один роддом, мы же понимаем это. Но другое дело, что понимаем и тех глав муниципалитетов, в которых эти роддома, и это половина рабочих мест у них. Поэтому мы прекрасно понимаем, что задача должна быть в этой программе.

Мы должны понять, что в этом году не сможем, но мы должны объяснять, что надо отвозить людей в современные перинатальные центры, создать там технологию транспортировки, с тем чтобы снять социальное напряжение. Для этого должна быть отдельная государственная программа поддержки реформ здравоохранения. Мы прекрасно понимаем, что движение по этому пути болезненное.

Я Вам честно скажу, мы в здравоохранении в этом смысле очень остро почувствовали, когда вопрос решался о некомплектных школах, как была важна Ваша позиция, когда Вы с телеэкрана сказали, что всё-таки главное – качественное образование, потому что иначе это иллюзия доступности вместо качества. В этой части мы просим помощи.

Следующий вопрос, который, наверное, тоже за пределами отрасли, – это защита пациентов и врачей в виде страхования профессиональной ответственности.

Даже если самый качественный стандарт – пациент может осложниться, это дополнительные траты. Если такой страховой механизм заложен, то тогда не придётся отбирать деньги у других больных для того, чтобы вылечить осложнившегося больного. То есть я хочу сказать, что часть денег – за пределами социального налога. И, конечно же, мы очень хотим, чтобы этот закон (он был подготовлен) был вновь инициирован – по профессиональной защите, профессиональной ответственности.

И последнее. Дефицит кадров в здравоохранении, конечно же, как и во всех сферах, настолько острый, что, честно говоря, есть районы, в которых может не быть ни одного специалиста, понимаете? Поэтому мы не ставим вопрос распределения, но всё-таки ускорить целевой контрактный приём во что бы то ни стало нужно, потому что без него мы никак не насытим за пределами региональных центров наши объекты здравоохранения, а, соответственно, наши люди не получат медицинские услуги.

Спасибо.

Л.РОШАЛЬ: Владимир Владимирович, я второй модератор.

В.ПУТИН: Да, пожалуйста, я не сомневался даже. Вы – первый модератор.

Л.РОШАЛЬ: А как Вы себя чувствуете после перелётов?

В.ПУТИН: Хорошо.

Л.РОШАЛЬ: Нормально?

В.ПУТИН: Да. Долго лететь: 12 часов – в одну сторону, 11,5 – в другую.

Л.РОШАЛЬ: Я Вас понимаю. Я сделал то же самое, только с другой стороны.

Наш «круглый стол» посвящён справедливости и проблемам здоровья, в частности здравоохранения. Он прошёл конструктивно, при высокой активности участников. Естественно, кроме вопросов справедливости были озвучены и другие болевые точки, в частности в здравоохранении.

Я был приятно удивлён, что за круглым столом оказались и те, Владимир Владимирович, кто неистово боролся с нами. Но это нам не помешало создать демократическую обстановку на «круглом столе» и дать высказаться фактически всем, кто желал.

Наш «круглый стол» проходил на фоне огромного внимания государства – не кривлю – к проблемам здравоохранения и здоровья. Из 90 участников выступили более половины, а некоторые подавали свои письменные предложения, которые мы также учли. Три раза мы проводили рейтинги, голосования, например, по вопросу роли и места страховых компаний в здравоохранении в сегодняшнем виде.

Большинство участников не видят положительной роли этих компаний в том виде, в котором они есть, и высказываются за передачу этих функций Фонду обязательного медицинского страхования с возможностью, например, создания контролирующего пула независимых экспертов от профессиональных медицинских ассоциаций.

Разные точки зрения прозвучали по вопросу подушевого расчёта в поликлиниках. В Приморском крае, например, этот опыт себя оправдал, но высказывались и опасения о возможности приписок. Этот вопрос требует серьёзного обсуждения.

Всем врачам «круглого стола» была роздана программа «Здоровая нация» нашего Общероссийского народного фронта, о которой Вы знаете. Это серьёзный труд, это народная программа, она была сделана при участии Национальной медицинской палаты. Она развивает Ваши тезисы, посвящённые вопросам здоровья и здравоохранения.

И важнейшим пунктом этой программы всё же является необходимость увеличения числа россиян, довольных здравоохранением, в два раза за пять лет. Это реально, если над этим серьёзно работать по всем направлениям. По Вашим цифрам, которые Вы приводили, только 30 процентов россиян довольны здравоохранением. Ну, будем говорить – 40. Это никуда не годится.

Одна из важнейших проблем, которые стоят перед нами, – это кадровые проблемы. И по численности, и по качеству врача, медицинской сестры и фельдшера. Жаль, что в работе не приняло участия ни одного фельдшера и ни одного врача «скорой помощи». Очень интересными были выступления медицинских сестёр, которые высказались за повышение социального статуса медицинских сестёр и подсчитали: если останется так, как есть, то к 2020 году у нас в стране останется только 20 процентов медицинских сестёр.

Очень важно, что о кадровых проблемах начали говорить вслух, и не только говорить, но и практически действовать. Продуктивную роль играет разработка Минздравом, Советом ректоров вузов, Московской медицинской академией и НПО этого вопроса. Мы наконец налаживаем сотрудничество, и об этом говорилось на «круглом столе». Наша обязанность – сделать более квалифицированного врача и внедрить современные и прогрессивные методы обучения, создать все условия для постоянной последипломной подготовки. Посмотреть, сколько это будет стоить, и дофинансировать эту программу.

Обсуждался вопрос о необходимости клинических баз, без которых вузы не могут существовать, серьёзной разработки и возможности использования стандартов обучения. Сейчас создаются региональные программы решения проблемы кадрового дефицита. Возможности у регионов разные.

Кроме Вашего миллиона, который, конечно, играет положительную роль, в Нижнем Новгороде дают квартиру и машину. Интересная программа здесь, в Ростовской области. Я хотел пригласить руководителя департамента здравоохранения Ростовской области, чтобы она нам рассказала более подробно, но она не является участником конференции.

Сегодня Минздрав непосредственно работает совместно с территориями над этими вопросами, но уже сейчас ясно, что некоторым территориям нужно будет помочь из центра, хотя бы на условиях серьёзного софинансирования.

Эффективный контракт, о котором говорят, в целом по стране может решить проблему в будущем. Но это в будущем. И сейчас при таком эффективном контракте, конечно, не 100 процентов, но где-то около 80 процентов доходит до работы. На его реализацию необходимо шесть-восемь лет, а у нас сегодня – не завтра – кадровая катастрофа. И мы опять возвращаемся к вопросу о временном введении (как чрезвычайной меры на тот период, пока не заработают иные механизмы) распределения выпускников, которые обучаются за государственный счёт, но с созданием им социально справедливой жизни.

Сегодня мы говорим: Родина в опасности. И это правда. И в этом отношении педагоги ушли вперёд нас.

Я не знаю, доходят ли до Вас сведения об итальянских формах забастовок, к которым стали прибегать медики. Можно сказать, конечно, что они такие-сякие, не понимают ситуацию. Владимир Владимирович, мы, медики, и при советской власти, и сейчас хотим понять ситуацию. Кто-то, вероятно, понимает, а мы – нет.

При наличии в России большого числа миллионеров, кажется, и народу нужно жить несколько лучше. И иногда это усугубляется рукотворными действиями в центре и на местах. Вы говорите, что заработная плата повышается, а в некоторых регионах она снижается. И Министерство здравоохранения завело сейчас постоянный мониторинг, проводит селекторные совещания по этому вопросу. Ищем возможности исправления ситуации.

Но суть заключается в том, что придуманная и насильно внедрённая новая система оплаты труда в том виде, в каком она есть, ничего не даёт, не повышает качества обслуживания и вызывает нарекания и головную боль. Нам нужно вернуться к обсуждению этого вопроса. И повышение заработной платы отдельным категориям медицинских работников – это и есть справедливость.

Вы как-то спасли первичную службу, доплатив участковым педиатрам и терапевтам по 10 тысяч. А знаете, что сейчас делают? Это не стало базисным окладом, то есть – забрали. Теперь доказывайте. И сейчас кто-то придумал – изымают эти деньги. А кому это нравится? Никому не нравится при такой низкой заработной плате, которая остаётся – шесть тысяч, без Ваших десяти.

Нам не понятно, почему при увеличении финансирования в здравоохранении региональные департаменты Министерства сейчас выкручивают руки у государственных учреждений по необходимости увеличения платности в государственных учреждениях здравоохранения. При гораздо меньшем финансировании такой платности не было. И нужно разобраться в этом вопросе, это вызывает серьёзную социальную напряжённость.

Говорят, что всё решает проблема стандартов: и сегодня говорили на эту тему, и эта тема была дискуссионной на «круглом столе». Но это неоднозначно. Мы как-то подсчитали, что если лечить чётко по сделанным ранее, подчёркиваю, стандартам, то финансирование в здравоохранении нужно увеличить в 2,4 раза. Сейчас Минздрав пересматривает стандарты и делает их более реалистичными, но, говоря прямо, снижает стоимость стандарта. Но здесь нужно быть очень аккуратными, как бы не снизить так, что лечить будет нечем.

На «круглом столе» было высказано соображение, что стоимость стандарта не покрывает дефицит ОМС в Ульяновской области, например. И потом, главное – мы же по стандартам не лечим, это медико-экономическое понятие. Мы должны лечить по протоколам и клиническим рекомендациям, к формированию которых Минздрав и профессиональное общество приступило только сейчас. А когда они будут созданы, нужно будет посмотреть, как они будут связаны с обеспечением стандартов.

Я обязан сказать, что на «круглом столе» опять поднимался вопрос по недофинансированию здравоохранения и необходимости доведения его до 5–6 процентов внутреннего валового продукта, для того чтобы достичь социальной справедливости. Без этого у нас ничего не получится. В выступлении подчёркивалась необходимость продолжения модернизации здравоохранения, что было бы справедливо, и сохранение программы [по предупреждению] дорожно-транспортного травматизма. Дискуссия иногда принимала жёсткий характер. Но это правильно, это дискуссия.

Я не разделяю мнение тех, кто высказывался у нас на «круглом столе» о том, что средства массовой информации виноваты в раздувании проблем донорства крови. Идти к безвозмездному донорству нужно, но это – путь, и не быстрый.

Сравнивать нашу страну с Западом, как это сделал один известный адвокат, глупо. Там социальный уровень общества выше и люди имеют возможность, при правильном налаживании пропаганды, бесплатно сдавать кровь. А у нас сначала запретили платно, а потом мы будем призывать людей сдавать бесплатно.

И определённый процент сдающих кровь – это источник пополнения бюджета. Мы же не должны отмахиваться от конкретных примеров, когда в Новосибирске, Екатеринбурге, Москве и других городах пункты сдачи крови катастрофически «побледнели», и Москва, например, вернулась к оплате.

Все придуманные в кабинетах сегодня бесплатные обеды, билеты в театр, кино не работают. Людям нужны конкретные деньги. Сегодня, подчёркиваю, в России это реально. Эта проблема готовилась, обсуждалась примерно три-четыре года, но результат нововведения не был просчитан. У нас же есть конкретная организация, которая за это отвечает, которой руководит Уйба. Наконец, это вызывало определённую негативную реакцию и населения, медицинских работников. Нам это нужно?

Считаю, что полезным было и выступление не медиков, которые принципиально поддержали положение программы «Здоровая нация», но высказались за ещё более жёсткие меры борьбы с алкоголизмом, наркоманией, за развитие здорового образа жизни с обязательным отведением некоторого процента официально эфирного времени на всех федеральных каналах для его пропаганды, социальной рекламы. И особо обсуждалась необходимость разработки методов ответственности граждан за своё здоровье. Это тот вопрос, который первым поставил и поднял вице-президент Национальной медицинской палаты, а теперь заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Сергей Борисович Дорофеев. И так далее.

Интересно прозвучал опыт создания частного детского спорт-парка «Варяг» в Брянской области – ни копейки из бюджета, всё частные инвестиции. Своим положительным опытом работы поделились представители ветеранского движения из Чувашии. Представитель Якутии посетовала, что, например, стоимость билета до Москвы – 18 тысяч, а из отдалённого района Якутии до Якутска – 30–40 тысяч, что резко ухудшает медицинское обслуживание населения региона.

Опять поднимался вопрос, о котором я Вам говорил в Ново-Огарёво, что медицинские границы не должны соответствовать административным границам. Владимир Владимирович, мы на законодательном уровне должны эти вопросы решить.

Подняли ряд коротких вопросов и дали на них короткие ответы. Справедливо ли положение медицинских работников у нас в стране? Нет, несправедливо. Справедлива ли огромная дифференциация уровня заработной платы по регионам? Справедлив ли низкий уровень здравоохранения в ВВП страны по отношению к другим странам с развитой системой здравоохранения? Несправедлив.

Справедлива ли разница в практической нагрузке врачей первичного звена, рекомендованной в соответствии с нормативными документами? Несправедлива. Справедливо ли обучение за государственный счёт студентов в медицинских учебных заведениях и затем свободное распределение при таком дефиците? Несправедливо. Справедлива ли роль профессиональных медицинских организаций, профессиональной, например, врачебной деятельности? Несправедлива. Мы идём сейчас по этому пути как раз.

Справедливо ли при конституционном праве бесплатного лечения в государственных муниципальных учреждениях вводить платные услуги в государственных лечебных учреждениях? Справедливо ли, что гарантии оказания медицинской помощи не покрывают потребностей и сами сегодня являются дефицитными? Несправедливо.

Справедливы ли санкции, накладываемые страховыми компаниями на лечебные учреждения, зависимость благосостояния сотрудников страховых компаний от штрафов с лечебных учреждений? Справедливы ли огромные суммы, присуждаемые лечебным учреждениям судами, без чёткого указания, с каких статей брать? Сейчас в Калининграде областной больнице присудили выдать пять миллионов. Там ещё спорный вопрос. Откуда они должны брать?

Владимир Владимирович, справедливо ли закрытие ФАП и сельских участковых больниц при ухудшении доступности медицинской помощи? Тоже несправедливо.

В целом ещё раз подчеркну, что дискуссия была плодотворной и открытой, к чему и стремится Народный фронт. Много сделано, но у нас ещё непочатый край работы. И, в общем, так было и будет во все времена: много работаем и много проблем. Спасибо за возможность обсудить.

Спасибо.

Л.ТРЕТЬЯКОВА: Я хотела бы дополнить. Действительно, нужно обратить особое внимание на средних медицинских работников и включить в программы именно средних медицинских работников.

Везде звучит должность «врач». В сельскую местность – да, даётся жильё, даётся миллион врачу. А средний медработник – на ФАПах некому работать. Нет уже в сельской местности средних работников, а на них всё держится. Ведь это такой пласт, связующее звено между врачом и пациентом. Вся тяжесть ложится на плечи среднего медработника.

И чтобы в программу был включён он.

Если после окончания медицинского техникума или колледжа молодой средний медработник поедет в сельскую местность, ему предоставят жильё и при этом дадут какую-то материальную поддержку – поверьте, он там останется, он там создаст семью и будет работать на благо сельской медицины. Поэтому особое внимание – на средних медицинских работников.

Спасибо.

В.ПУТИН: Хорошо.

Я.КУПРИНА: Уважаемый Владимир Владимирович!

Я только что передала Вам вопрос. Я не буду отвлекать внимание уважаемых присутствующих. Я Вас очень прошу рассмотреть мой вопрос – это вопрос жизни и смерти.

Здесь говорили о строительстве перинатальных центров. Уважаемый Владимир Владимирович, в этом году Пензе исполняется 350 лет. Наверное, самый важный подарок, который мы можем сделать нашему Сурскому краю и всей России в целом – это рождение здоровых, красивых, весёлых, замечательных детей.

Поэтому у меня к Вам огромная просьба. Я говорю не от имени губернатора, не от имени власти. За моими плечами сейчас 1,5 миллиона жителей Сурского края. Нам необходимо строительство перинатального центра, и мы просим Вас изыскать возможность софинансирования в процентном соотношении 70 на 30.

Мы уже вышли на показатель [детской смертности] 7,3 на тысячу уже родившихся живыми. Это выше, чем по России, но мы должны его сохранить. И вместе с тем 30 процентов беременностей – это беременности с высоким риском патологии. Поэтому мы очень просим Вас рассмотреть эту возможность и помочь нам.

Спасибо.

В.ПУТИН: Давайте начнём с этого вопроса, Вы его уже сформулировали, поэтому я сразу отвечу.

Считаю эту программу чрезвычайно важной. Мы построили 22 региональных и два федеральных центра – заканчиваем 24-й. И, действительно, там, где построены эти перинатальные центры (а это по сути что такое, это просто современные родильные дома с хорошим оборудованием и с высококвалифицированным персоналом), там материнская смертность свелась практически к нулю и существенно, в разы сократилась младенческая смертность, даже несмотря на то, что у нас там есть формально небольшой рост младенческой смертности в связи с переходом на международные стандарты – это зависит от веса тела новорождённого.

Но в целом, безусловно, это ведёт к существенному снижению младенческой смертности. Ну а материнская, я повторяю, – вообще в некоторых регионах к нулю сведена. Это мощный толчок демографического развития, высокотехнологичный толчок.

Мы долго думали с Правительством, как эту программу продолжить. Решение принято: мы дополнительно в этом году должны выделить уже 50 миллиардов рублей как минимум. Все они не смогут быть освоены мгновенно, до конца года вряд ли, но Правительство должно наметить программу по продолжению строительства перинатальных центров по тем регионам, где они особенно востребованы.

Министр здесь у нас? Скажите два слова, пожалуйста.

В. СКВОРЦОВА: Спасибо большое.

По перинатальным центрам, Владимир Владимирович: программа разработана по Вашему заданию. Планируется строительство 34 перинатальных центров. В этом году может уже быть начато строительство первых девяти центров, и в целом мы закончим эту программу в 2016 году.

В.ПУТИН: Пенза есть?

В.СКВОРЦОВА: Пенза есть, она соответствует необходимым критериям.

В.ПУТИН: Хорошо.

Теперь позвольте я всё-таки отвечу на те вопросы, которые были здесь заданы, и отреагирую на ту позицию, которая была заявлена.

Сергей Фёдорович [Багненко], прежде всего хочу Вас поблагодарить за то, что Вы так сформулировали подход. Вы отметили и движение вперёд, и оно действительно есть, и обратили внимание на проблемы, которых тоже достаточно. И я, более того, согласен и с Вами, и с доктором Рошалем, который сказал о том, что это больше всего волнует людей.

Так оно и есть: проблемы, связанные с медобслуживанием, входят в число приоритетов для граждан Российской Федерации. Люди очень внимательно смотрят за тем, что происходит в этой сфере, и, конечно, запрос у граждан на повышение качества обслуживания, на безусловное сохранение бесплатной части, он очень большой и он обоснованный. Потому что мы должны, обязаны и будем делать всё для того, чтобы сохранить вот эту обязательную бесплатную часть, на которую граждане Российской Федерации в соответствии с Конституцией имеют право, и это право должно быть обеспечено. Это первое, что я хотел бы сказать.

(Обращаясь к В.Скворцовой) У нас сколько сейчас от ВВП приходится на медицину? 3,6 процента?

В.СКВОРЦОВА: 3,7 процента.

В.ПУТИН: 3,7 процента. Обращаю ваше внимание на то, что этого, наверное, недостаточно, и в некоторых странах – побольше.

Обращаю ваше внимание (здесь же не только медики сидят, но наверняка и представители, скажем, оборонной промышленности, а там тоже работают у нас миллионы людей), на оборону у нас – 2,5 [процента]. Это справедливо или нет, если продолжить Ваше сравнение?

И те, кто работает в оборонке, они тоже хотят получить хорошее медицинское обслуживание. Но если мы не обеспечим их рабочими местами, если мы не обеспечим обороноспособность страны, то это тоже может завести нас в тупик.

Вы знаете, и я смотрел на то, как сейчас коллеги из медицинской сферы говорили, и, считаю, крайне востребованы наши встречи подобного рода, хоть они, может быть, где-то в чём-то и затягиваются. Но в целом они вскрывают проблемы, и это даёт возможность всем уровням власти в них сориентироваться и точнее понять приоритеты того, над чем мы работаем и как мы работаем.

Если всё-таки говорить конкретнее. Вот коллега начал со стандартов. Конечно, это крайне важная вещь, и эта работа должна быть завершена. Но я не хочу сейчас, как в народе говорят, наезжать на Министерство здравоохранения и на весь социальный блок, он очень сложный. Министерство здравоохранения утверждает, что разработано уже 1100 стандартов. Утверждено уже самим же Министерством 500 с лишним, а через Минюст зарегистрировано меньше 500, 400 с чем-то. А на сайт Минюста вывешено ещё меньше утверждённых стандартов. Это очень сложный процесс. И, конечно, отдавая должное сложности этого процесса, всё-таки мы вправе ожидать от соответствующих министерств и ведомств того, что работа будет продолжена и будет доведена до конца. Министр здесь, слышит это, и, надеюсь, так оно и будет.

Конечно, без определения этих стандартов нам трудно, в конечном итоге, говорить о существенном повышении денежного довольствия – извините за военный сленг – медицинского персонала, как специалистов, так и средних медицинских работников. Но это, безусловно, нужно сделать. И в значительной степени, конечно, мы связываем внедрение новых стандартов с повышением доходов работников медицинской сферы.

Теперь по поводу непопулярных мер, как здесь коллега сказал. И дальше он перешёл к коечному фонду. Так я Вас понял, да, Сергей? Я хотел бы выразить свою позицию по этому вопросу. У нас коек по числу столько же, сколько в европейских странах, а качество использования коек гораздо ниже и хуже. И, конечно, наверное, – и Вы сами с этим согласились – нужно действовать в направлении сокращения этого коечного фонда. Но – и здесь я тоже с Вами согласен – действовать нужно крайне аккуратно. Я обращаюсь к нашим коллегам.

Во-первых, у нас огромные территории. И так же, как в случаях со школами, мы не можем ликвидировать какие-то лечебные заведения там, где рядом вообще ничего нет, и не можем везти роженицу, скажем, за 200 километров на машине для оказания медицинской помощи. И если в этом месте, в этом населённом пункте ничего другого нет, нельзя это уничтожать сегодня, надо двигаться к решению этой проблемы плавно и постепенно. Это во-первых, но это такой общий подход.

Есть ещё – содержательный. Который в чём заключается? Он заключается в том, что в тех странах, где коечный фонд меньше и пребывание на койке пациента гораздо меньше, чем у нас, там высокотехнологичное оказание помощи внедрено. Там для того, чтобы человека, скажем, после операции поставить на ноги, действительно нужно два-три, четыре-пять дней, и всё, его можно выпускать, высокотехнологичная медицинская помощь оказывается. Мы пока такого уровня не добились, и уменьшение этого коечного фонда должно идти параллельно с повышением качества и технологичности медицинского обслуживания. И на это тоже хотел бы обратить внимание наших коллег.

Теперь страхование. Правительство уже подготовило проект соответствующего закона. Это сложная тема, и, конечно, несправедливо, когда без всяких оснований «тащат» к ответственности медицинских работников, также несправедливо, когда оказывается некачественная медицинская помощь и люди страдают от неё, а не получают необходимую поддержку. В этом случае, конечно, ответственность должна быть. И на докторе лежит огромная ответственность за человека, за пациента. Я исхожу из того, что это, как правило, люди, которые приходят в профессию по призванию и отдают ей все свои силы и практически всю свою жизнь на это кладут. Но здесь, так же, как в любой отрасли, есть разные ситуации, и чувство личной ответственности должно быть подкреплено ответственностью перед государством. И эта ответственность должна быть строго сформулирована.

Что касается страховых дел. Я сейчас не буду пересказывать все основные положения этого проекта закона, но согласен с Вами в том, что он так же, как и закон, скажем, о здравоохранении, который мы так бурно и так эмоционально обсуждали в предыдущие несколько месяцев, он тоже должен пройти через это горнило общественного обсуждения. Здесь, я согласен, нужно посмотреть, чтобы не было ничего такого, что усугубляло бы ситуацию, а наоборот, остаться должно только всё то, что помогает ситуацию улучшать и исправлять.

Теперь по поводу кадров. Вы знаете, мы с доктором Рошалем много раз на этот счёт говорили, я его позицию знаю, я всё-таки больше склоняюсь к предложению Вашего коллеги справа, потому что целевой приём в высшие учебные медицинские заведения с последующим трудоустройством в соответствии с этими обязательствами и с этим договором в современных условиях более реалистичен.

Л.РОШАЛЬ: Согласен с Вами.

В.ПУТИН: Спасибо.

Л.РОШАЛЬ: Я говорю, что это правильно, но это заработает через 6–8 лет. А я говорю о том, что на этот период как чрезвычайную меру надо рассмотреть то предложение, о котором я Вам говорил.

В.ПУТИН: Спасибо большое. Но это требует дополнительных денег, финансирования, надо посчитать. Конечно, если это возможно реализовать, то это было бы выходом из ситуации, здесь я с Вами согласен.

Теперь по поводу донорства. Я высказывал свою озабоченность Министру. Министр об этом знает.

В.СКВОРЦОВА: Я хотела бы, если можно, две цифры привести.

В.ПУТИН: Пожалуйста.

В.СКВОРЦОВА: За январь-февраль 2013 года общее количество доноров у нас в стране увеличилось на 4 процента по отношению к прошлому году, количество заготовленной цельной крови – на 28,5 процента, плазмы – на 9,5 процента. На самом деле, у нас нет сейчас дефицита крови в стране ни в одном регионе. Есть некоторые нюансы, связанные с тем, что перераспределительная информационная система пока ещё не заработала на полную мощность, но мы очень быстро её сейчас балансируем. Мы сделаем так, чтобы фактически мгновенно восполнялась любая потребность в каждой точке нашей страны. Перебоев нет, Владимир Владимирович.

В.ПУТИН: Видите, Министр продолжает настаивать на своей позиции. Мои симпатии всё-таки, скажу вам откровенно, скорее на стороне профессионального сообщества. Цифры – это хорошая вещь и нужная, и я надеюсь, они объективные. Но в нашей стране, мне трудно не согласиться с доктором Рошалем и его коллегами, в нашей стране всё-таки замена денежных выплат на обеды и билеты в кино – это, конечно, интересная вещь, но это как дополнение. Правильно здесь прозвучало, как дополнение это неплохо.

Конечно, я понимаю саму идею, она благородная, с тем чтобы это в бизнес не превращалось, с тем чтобы люди прежде всего руководствовались какими-то благородными порывами. Это всё хорошо. Но в нашей стране всё-таки хоть небольшое, хоть скромное, но денежное вознаграждение играет сегодня определённую роль, имея в виду то (доктора сказали, врачи), что если этого стимула не будет, то трудно будет сегодня, на сегодняшний день, имея в виду небольшие доходы наших граждан, добиться нужного количества донорской крови.

У Вас другое мнение? Вы считаете, что это можно сделать? Я вас только знаете прошу о чём? Я сейчас не буду настаивать, ни какие-то директивные указания давать, я не хочу вмешиваться в вашу текущую профессиональную деятельность. Но эта сфера крайне важная. Я Вас прошу без профессиональных амбиций внимательно проанализировать реалии, и если потребуется, всё-таки вносить коррективы в тот порядок, который вы разработали, не настаивая на этих коррективах. Прошу вас просто проанализировать практику.

В.СКВОРЦОВА: Спасибо.

В.ПУТИН: Но вместе с тем хочу обратить внимание на то, что в принятых решениях и в соответствующих законодательных актах, в решениях Правительства нет запрета на то, чтобы выплачивать деньгами те виды поддержки донорам, которые сейчас оказываются: бесплатные обеды, билеты и так далее. Это всё можно монетизировать в денежную форму. Вопрос только в том, сколько это стоит. Но, в принципе, можно это сделать в таком размере, чтобы это не было меньше, а было даже чуть больше, чем люди получали раньше. Такое право есть, оно не отменено. И я хочу, чтобы это все услышали, в том числе и те люди, которые работают в этой сфере.

Вы сказали, что педагоги ушли несколько вперёд от врачей, в том числе по уровню материального обеспечения. Я должен Вам возразить. Врачи у нас получают больше, чем педагоги. Врачи у нас получают в среднем по стране 123 процента от средней заработной платы по экономике в стране. Средний медицинский персонал получает действительно меньше, чем средняя заработная плата по экономике в стране, примерно 75–78 процентов.

В.СКВОРЦОВА: Да, 78 процентов.

В.ПУТИН: Вот видите. А специалисты получают 123. В прошлом году рост заработной платы у врачей составил 13 процентов. Но согласен с тем, что этого: «а» – недостаточно и «б» – это очень сильно отличается в региональном разрезе, от региона к региону, здесь Вы абсолютно правы. Но что самое главное, мы должны обеспечить к 2018 году двукратный рост, то есть уровень заработной платы специалистов в медицинской сфере должен в два раза превышать среднюю по экономике. Мы с вами должны подумать о том, как обеспечить достижение этой цели, а она остаётся неизменной.

Спасибо.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.