В Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные саморегулированию медицинских профессиональных организаций

17 апреля в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: «Саморегулирование деятельности медицинских профессиональных некоммерческих организаций», организованные Комитетом по охране здоровья.

Открывая дискуссию, заместитель Председателя Госдумы Андрей Исаев заметил, что в сфере развития системы здравоохранения требуется более активное подключение профессионального медицинского сообщества и важную роль в этом могут сыграть некоммерческие объединения работников. Процесс объединения медицинских работников в профессиональные сообщества идет с начала 90-х, но влияние их на принятие управленческих решений остается невысоким. Существует закон «О саморегулируемых организациях», но он в большей степени ориентирован на организации предпринимателей, и мало подходит для тех целей, которые ставят перед собой медицинские объединения. Необходима разработка специальной правовой базы, отражающей специфику отрасли.

Председатель Комитета по охране здоровья Сергей Калашников высказал мнение, что в вопросе развития саморегулируемых объединений в здравоохранении отрицательную роль сыграло Постановление Правительства от 10 сентября 2012 года № 907 «Об утверждении критериев, при соответствии которым медицинским профессиональным некоммерческим организациям может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации», задавшее слишком строгие, трудновыполнимые условия.

Заместитель министра здравоохранения Дмитрий Костенников сообщил, что Минздравом совместно с некоммерческим партнерством «Национальная Медицинская Палата» разработан проект Концепции введения системы саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников России. Документ содержит оценку обстановки в стране с точки зрения готовности к введению саморегулирования профессиональной деятельности в медицине, предложения по набору функций, которые могут быть переданы на этот уровень управления, анализ необходимых изменений законодательства.

Заместитель председателя Комитета по охране здоровья Сергей Дорофеев обратился к анализу действующих нормативно-правовых актов, регулирующих возможность создания саморегулируемых объединений медицинских работников. По мнению депутата, законодательство допускает возможность создания саморегулируемых организаций медицинских работников, в нем есть отдельные положения, которые позволяют в той или иной степени учесть специфику отрасли, особенности национальной системы здравоохранения, но в целом этого не достаточно.

Заведующая отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения Наталья Путило высказала сомнение в целесообразности разработки специального закона о саморегулируемых объединениях в медицине. По мнению эксперта, вопрос может быть урегулирован доработкой действующего законодательства.

По мнению ВрИО Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере

здравоохранения Михаила Мурашко, Минздрав ставит жесткие условия для каждого субъекта медицинской деятельности и важно добиться того, чтобы все требования исполнялись в полном объеме. Также представитель Росздравнадзора затронул вопрос внесения изменений в статьи Кодекса об административных нарушениях, регулирующие ответственность организаций за качество оказания медицинской помощи, в том числе установление специального порядка приостановления действия лицензий в этой сфере.

Президент Некоммерческого партнерства «Национальная медицинская палата» Леонид Рошаль рассказал о подготовке профессиональных стандартов на качественно новой основе, до конца года таких документов планируется разработать более двадцати. Еще один осуществляемый Палатой проект – создание института независимой профессиональной экспертизы, уже вышедший на пилотный этап. Много делается для построения системы последипломной подготовки медицинских работников.

Принявшие участие в дискуссии представители профессиональных медицинских организаций и объединений единодушно признавали необходимость повышения роли саморегулируемых медицинских организаций в здравоохранении. Саморегулируемые медицинские организации могли бы заниматься разработкой клинических рекомендаций и протоколов лечения, досудебным урегулированием споров, страхованием профессиональных рисков, заключением соглашений по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования, разработкой программ госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи, а также исполнять функции экспертных сообществ.

Различные мнения высказывались по вопросу обязательности членства в профессиональных организациях, разделения полномочий профильных и территориальных медицинских организаций, роли саморегулируемых организаций в разработке образовательных стандартов, их участия в профессиональной аккредитации и сертификации работников.

Участники обсуждения подчеркивали: процесс передачи управленческих функций должен быть продуманным и постепенным, по мере созревания сообщества. Объединяясь в саморегулируемую организацию, медики должны понимать, для чего они это делают, какие новые обязанности на себя берут. В связи с этим, по мнению экспертов, документ, регулирующий передачу управленческих функций саморегулируемым организациям, должен носить характер «дорожной карты», то есть каждый следующий этап наступает только после того, как достигнуты цели и решены задачи предыдущего.

В ходе слушаний Правительству рекомендовано разработать порядок передачи отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан медицинским профессиональным некоммерческим организациям, а Министерству здравоохранения – утвердить до 1 июля 2015 года Концепцию введения системы саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.