Татьяна Юрьевна Анохина. Пришло время двигаться дальше.

На всероссийском конгрессе педиатров, который прошел в Москве в феврале 2017 года, было отмечено, что в стране достигнуты хорошие показатели по снижению младенческой и детской смертности. Пришло время двигаться дальше – не просто сохранить жизнь ребенка, а максимально адаптировать его к жизни. Сделать это возможно развивая раннюю реабилитацию. О том, как это будет происходить в Новосибирской области, рассказывает к.м.н., главный педиатр министерства здравоохранения Новосибирской области Татьяна Юрьевна Анохина.

– Если посмотреть структуру детской инвалидности у нас в области, то на первом месте (а это треть) стоят психические заболевания. Конечно, здесь прерогатива в работе остается за психиатрами. На втором месте – дети с болезнями нервной системы. И в этой группе надо максимально рано начинать проводить реабилитационные мероприятия, направленные на развитие двигательной активности, правильное формирование опорно-двигательного аппарата, развитие мелкой моторики, мышления и т.д.

– Но для этого нужна база.

– Конечно. В Новосибирске возможности для реабилитации таких детей были давно. В структуре детской больницы скорой медицинской помощи есть неврологическое отделение с круглосуточными реабилитационными центрами, есть большое амбулаторное отделение, где также занимаются реабилитацией. Хуже с районами области. Буквально четыре года назад было открыто детское реабилитационное отделение на базе Новосибирской районной больницы № 1. Там прекрасные условия, но это всего 15 коек. Для районов этого, конечно, недостаточно. У них очередь на несколько месяцев вперед расписана. Но у нас есть великолепная база в Домах ребенка. Они обеспечены всем необходимым для проведения ранней реабилитации. Там различные сенсорные комнаты, тренажеры и т.д. Раньше Дома ребенка были переполнены. И в каждом было по 1-2 группы детей с нервными заболеваниями. Для них, в первую очередь, эта база и создавалась. Кроме того, она использовалась и для остальных ребятишек. Когда на 10-12 детей приходится один воспитатель, то он не в состоянии уделять достаточно внимания для полноценного интеллектуального, психологического развития каждого ребенка.

Сегодня, к счастью, детей очень быстро берут в приемные семьи, усыновляют. Сложилась ситуация, что детей в Домах ребенка стало гораздо меньше того, на что они были рассчитаны. Министерство здравоохранения Новосибирской области приняло решение использовать их базу для ранней реабилитации. У них и специалисты уже есть: логопеды, психологи, врачи-неврологи, педиатры, медицинские сестры. И они были обучены именно по вопросам реабилитацию. Сегодня в трех Домах ребенка – двух в Новосибирске и одном в Куйбышеве – открыты круглосуточные реабилитационные койки для совместного пребывания детей с мамами. Еще в одном Доме ребенка – в Черепаново – такую реабилитацию можно проходить амбулаторно. Поэтому доступность для реабилитации детей раннего возраста в районах области повысилась значительно.

– Наша область вошла в пилотный проект «ИВЛ на дому». Расскажите о нем.

– Действительно, наша область одна из пяти вошла в пилотный проект министерства здравоохранения РФ «ИВЛ на дому». Почему мы? Видимо, так в Москве оценили наши усилия по развитию детской паллиативной помощи. Этот пилотный проект тоже относится к этому направлению.

Надо сказать, что такое понятие, как паллиативная помощь, лет десять назад вообще активно не звучало в медицинских кругах, тем более в отношении детей. Хотя актуальность в этом виде помощи на самом деле большая. И сегодня это направление становится одним из приоритетных. К сожалению, при ряде заболеваний мы не можем вылечить пациента. Но показания для паллиативной помощи у взрослых и детей различаются. У взрослых пациентов это, как правило, запущенные онкологические заболевания. У детей это либо грубые органические поражения центральной нервной системы, вызванные разными причинами, либо генетические заболевания. К сожалению, большинство генетических синдромов не лечатся, они только прогрессируют. И все, что мы можем сделать, это поставить правильный диагноз, определить прогноз и рассказать об этом маме. Так было до недавнего времени. Но чтобы не оставлять родителей один на один с их бедой, когда они смотрят, как их ребенок уходит, а это может длиться и месяцы, и годы, у нас на базе Новосибирской районной больницы № 1 было открыто детское паллиативное отделение. Одно из немногих в России вообще.

И задача этого отделения – не облегчить ребенку уход из жизни, хотя при этих заболеваниях и эта цель есть, а максимально научить маму ухаживать за ребенком, потому что при каждом заболевании есть свои нюансы ухода, кормления и т.д. Еще одна задача – максимально обеспечить психологическую поддержку всем взрослым членам семьи.

Когда ребенок находится дома, это отделение обеспечивает курацию детей на дому. Есть выездная служба. Общепризнано, что в детской паллиативной помощи выездной службе отводится ведущая роль. Ребенок находится дома, приезжают к ним врач, медсестра, психолог. Смотрят, оценивают, разговаривают с мамой. При необходимости проводят коррекцию лечения, кормления или ухода.

И при органическом поражении центральной нервной системы, и при генетических синдромах бывают такие состояния, когда ребенок не может сам дышать. Такие дети вынуждены были находиться в реанимации. Они были оторваны от семьи, постоянно контаминировали с больничной микрофлорой. Лечебное учреждение тоже, если можно так сказать, страдало, поскольку такой ребенок занимал дорогостоящую реанимационную койку. Хотя такому ребенку нужен только аппарат ИВЛ. В рамках пилотного проекта наша область получит аппараты для проведения ИВЛ на дому. И такие дети будут находиться дома.

В отделениях реанимации стоят большие функциональные аппараты, которые могут обеспечить любой режим дыхания. Дома в них необходимости нет. Эти аппараты более простые, более легкие, там меньше функций. Но есть самая главная функция – помочь ребенку дышать.

Врач реаниматолог переводит ребенка со стационарного аппарата на тот, на котором он будет находиться дома, обучает маму, что надо делать, как следить за этой аппаратурой. Если ребенок живет в Новосибирске или ближайшем районе, то его сразу после этого перевозят домой. Если он из района, то его вначале переводят в ЦРБ, предварительно обучив там реаниматолога. Если в Новосибирске такого ребенка будет курировать выездная бригада паллиативной службы, то в районах области помощь будут оказывать врачи ЦРБ.

– Сколько таких аппаратов поступит?

– Девять. Но один из них резервный на случай поломки.

Марина Есикова

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.