Отступление от норм клинических рекомендаций (КР) служит для судебно-медицинских экспертов при расследовании ятрогенных преступлений дополнительным доказательством виновности обвиняемого при доказанной взаимосвязи между действиями врача и наступлением неблагоприятных последствий для пациента. В медицинском сообществе и даже среди отраслевых юристов распространился вредный миф, что КР теперь не имеют статуса обязательных, но это далеко не так, сообщил руководитель Главного управления криминалистики (Криминалистического центра) Следственного комитета России (СКР) генерал-лейтенант юстиции Анатолий Сазонов на X съезде Национальной медицинской палаты 25 октября.
«Клинические рекомендации, если они утверждены, обязательны для медицинских организаций и конкретных медицинских работников. При производстве судебно-медицинских экспертиз в обязательном порядке по каждому уголовному делу выясняется, отступал ли медицинский работник от действующих клинических рекомендаций. Если в результате такого отступления наступили вредные последствия для пациента, мы считаем это одним из доказательств виновности медицинского работника. Но опять же должна быть связь между действиями врача и наступлением вредных последствий. Связь между действиями и последствиями должна быть только либо необходимой, либо прямой», — уточнил эксперт.
Анатолий Сазонов высказал пожелание медицинскому сообществу более детально прописать вопросы практики применения и алгоритма отступления от норм клинических рекомендаций. «Насколько я понимаю, в проекте приказа Минздрава РФ предусмотрена возможность консилиума, создания комиссии, обсуждения этого вопроса и принятия решений, которые бы способствовали адекватному лечению больного. Если такая позиция будет прописана в нормативном акте, думаю, что вопросы с применением клинических рекомендаций на практике возникать не будут», — подчеркнул он.
По словам представителя СКР, врачам не стоит опасаться избыточного давления правоохранительных органов, так как в среднем только 8—12% возбуждаемых ежегодно против медработников уголовных дел направляется в суд. «Если вы честно, добросовестно выполняете свои служебные обязанности, никакая уголовная ответственность вам не грозит», — успокоил врачей Анатолий Сазонов.
На съезде Нацмедпалаты выступала также судья Верховного суда РФ Татьяна Вавилычева — в ее докладе шла речь о практике рассмотрения дел с участием медработников и медорганизаций в высшей судебной инстанции. Она, в частности, рассказала, что в последние 5-6 лет лавинообразно растет число исков, связанных с некачественным оказанием медицинской помощи в стоматологии, а лидировавшая ранее пластическая хирургия отошла на второй план.
Клинические рекомендации стали обязательными в России с 1 января 2025 года. При этом Минздрав РФ получил полномочия по утверждению особого порядка применения КР, писал «МВ». В документе зафиксировано, что в случае невозможности проведения в медорганизации медицинского вмешательства, предусмотренного КР, в том числе из-за отсутствия лицензии, специалиста с необходимой квалификацией, медизделий или лекарств, пациент должен быть направлен в другую клинику. Как вариант помощь должна быть организована с применением телемедицинских технологий.
В ведомственном приказе также уточняется, что КР не обладают статусом нормативно-правового акта и не могут использоваться в контрольной деятельности, а практика их применения не влечет административной или уголовной ответственности. Эту позицию неоднократно критиковали пациентские и страховые сообщества. По их оценкам, в этом случае вырастет количество обращений пациентов в правоохранительные органы, и тогда ни о какой реальной «декриминализации врачебной деятельности не может быть и речи».
Источник: medvestnik.ru
