Присутствие губернатора Новосибирской области Виктора Александровича Толоконского на конференциях Новосибирской областной ассоциации врачей стало традицией. Не явилась исключением и XVII отчетная конференция НОАВ. Внимательно прослушав доклад Председателя Ассоциации Сергея Борисовича Дорофеева и ряд выступлений делегатов конференции, губернатор взял слово.
В начале своего выступления он остановился на роли Ассоциации и тех функциях, которые, по его мнению, могут быть переданы НОАВ: «Существование и работа такой ассоциации имеет очень важное значение. Ассоциация проводит очень много важных, интересных мероприятий. Я готов рассмотреть предложения по дополнительному стимулированию членства врачей в ассоциации. Некоторые стимулы мы уже ввели, но думаю, что можно уже сейчас расширить полномочия Ассоциации по проведению аттестации и лицензированию, можно возложить на Ассоциацию многие функции по распределению государственных бюджетных грантов, и думаю, что можно подумать о наделении Ассоциации правом на выдвижение врачей на звание «Заслуженный врач РФ».
Далее губернатор остановился на законодательных актах, которые рассматриваются в Государственной Думе, а их принятие окажет значительное влияние на развитие здравоохранения. В частности, о переходе учреждении здравоохранения в новый хозяйственно-правовой статус: «Я убежден, что не надо опасаться каких-то изменения в статусе лечебных учреждений. Для большинства и форма автономного учреждения, и новая форма бюджетного учреждения вполне адекватны сегодняшнему состоянию. Это ничего принципиально менять не будет. Вы сегодня работаете по нормативному режиму, и эти новации только повышают роль самостоятельности и могут повысить эффективность использования тех немалых ресурсов, которые поступают в систему здравоохранения. И автономное и бюджетное учреждения получает любые средства, что по страховке, что из бюджета, в виде одной суммы – в виде субвенций, не разделяемых по кодам. В огромном хозяйстве учреждения здравоохранения это правильно. Кроме того, в Новосибирский области самый большой опыт работы автономных учреждений».
Далее губернатор остановился на новом Законе об обязательном медицинском страховании: «Повышение страхового взноса – это очень серьезные добавочные ресурсы в системе здравоохранения. Для Новосибирской области такое увеличение страхового норматива дает системе здравоохранения 3 млрд. рублей финансовых ресурсов. Это очень серьезные средства, которые позволяют решать совсем по-другому очень многие задачи. Другое дело, что любое решение, связанное с изменением бюджетных пропорций, вольно или невольно вмешивается в межбюджетные отношения. Говоря о дополнительных 3 млрд., я совершенно не убежден, что мы их будем иметь. При этом я совершенно точно убеждаюсь, что заплатить их придется региону, бюджету Новосибирской области. Потому что все, что больше будут платить субъекты экономики, это все будет из прибыли. Налог на прибыль полностью получает субъект федерации. Если я больше плачу на 10 процентов какой-то взнос, я не получаю столько из прибыли. Поэтому сколько заплатит работодатель новосибирской области, столько мы недополучим налогов на прибыль, потеряем собственную доходную базу. Плюс к этому, вы понимаете, что очень большая доходная часть работающих связана с самим бюджетом. Потому здесь будет очень сложный управленческий механизм. Придется каждый из ресурсов получаемых в область доказывать, связывать с различными программами. Это сложная система. Мы к ней сейчас серьезно готовимся. Мы понимаем, как это осложняем наши возможности в решении многих других задач, но, тем не менее, я утверждаю, что это позитивно. Если дополнительные деньги не дать в сферу здравоохранения, то многие другие задачи становятся нерешаемыми. Поэтому я за то, чтобы это увеличение было проведено. Безусловно, я за одноканальное финансирование. Это позволяет учреждениям здравоохранения развиваться. Убежден, что из-за одноканального и добавочного финансирования будут совершенно по-другому решаться задачи укрепления материальной базы. Оставлять лечебные учреждения, систему здравоохранения на таком уровне неправильно. Единственную здесь бы сделал ремарку, что в такой же поддержке и укреплении материальной базы остро нуждается и медицинское образование. Если не развивать университетские клиники, если не развивать базу медицинского образования, то мы опять же будет натыкаться на многие и многие проблемы. При любом развитии технологии основной определяющей эффективность системы был и будет только врач с его квалификацией, с его стимулами, с его пониманием корпоративной и социальной ответственности».
Губернатор сказал также о необходимости укрепления страховых принципов работы:
«Я думаю, что все вы хорошо понимаете, как важно укрепить страховые принципы работы. На самом деле обязательная страховка почти два десятки лет есть, а страховых принципов не существует. Это какая-то иррациональная система. И пока она такова, придумать какие-то разумные направления модернизации, крайне сложно. Давайте мы все же страховые принципы введем. Повысим возможности гражданина и страховой организации. Дадим свободу выбора гражданину в реализации страховки. Это, уверен, принцип позитивный, правильный и его надо всячески поддерживать и развивать. Как только появляется ответственность страховой организации, страховой компании, тогда сразу можно реализовывать страховой принцип».
Виктор Александрович также призвал разделить понятия «медицинская помощь» и «медицинская услуга»: «Я не убежден, что все, чем занимается система здравоохранения, является оказанием медицинской услуги. Я убежден, что в системе есть как услуга, так и ответственность по оказанию обязательной неотложной медицинской помощи. И когда мы говорим о принципах обязательного страхования, мы гарантируем гражданам, что если медицинская помощь необходима, она обязательно будет оказана по принципам обязательной страховки, то есть бесплатно. И на этом все базируется. Но сейчас все чаще это начинает смешиваться с понятием услуги. Давайте деньги пойдет за гражданином и будет оплачена услуга. Нет вопросов. В каких-то сферах – это услуга, и мы за то, чтобы ее оплачивать по прямым затратам. Мы готовы. Но я совершенно не понимаю, как, опираясь на понятие медицинской услуги, оплачивать профилактическую помощь, вообще в целом поликлиническую помощь. Развивая страховые принципы, надо точно понимать, что такое гарантированная медицинская помощь. Нетрудно здесь все расписать. Критерий здесь один – это от меня не зависит. Это не мое желание. Если человек получил острое состояние, травму, где ему требуется незамедлительная помощь, это помощь. И это мы должны гарантировать и обеспечить».
Остановился Виктор Александрович и на роли врача: «Врач – основа системы. Врач определяет эффективность, результативность. Поэтому мне хотелось, чтобы органы управления здравоохранения, Ассоциация, медицинская наука и образование обратили особое внимание на государственную поддержку подготовки и переподготовки кадров – это задача обязательная. И я хотел бы, чтобы в этом направлении была бы подготовлена специальная программа. Конечно, укрепление возможностей врача связано с увеличением зарплатных нормативов. Безусловно, то увеличение, которое будет введено в систему, в значительной степени должно быть направлено на рост зарплаты. Но при этом утверждаю, что решить задачу повышения зарплаты и статуса врача без внутренней оптимизации уже невозможно. В большинстве ЛПУ есть излишний штатный норматив, неэффективное управление, излишние функции, от которых надо уходить. И это задача органов управления и задача главных врачей, как оптимизировать систему. Безусловно, для многих территорий области укрепление статуса врача связано с улучшением жилищных условий. Мы вышли сегодня практически на возможность в сельских районах всех молодых специалистов обеспечивать жильем. И готовы максимально внедрять систему льготной ипотеки в областном центра для врачей».
Высказал свое мнение губернатор и относительно необходимости строительства Дома медицинского работника: «Я готов специально провести совещание по Дому медицинского работника. Но сомнения у меня есть и останутся. Мне, как губернатору крайне сложно принимать и обосновывать такие решения. Поликлиники и больницы у нас не построены. Поэтому когда не решены такие вопросы, мне крайне трудно вкладывать деньги в такую инфраструктуру. Но я не отрицаю важности и необходимости такого центра. Поэтому с участием города Новосибирска проведу такое совещание. И если мы найдем вариант, не требующий больших капиталовложений, поддержу и выделю деньги».
Особое внимание губернатор остановил на необходимости изменении управленческих подходов в системе здравоохранения: « Все проблемы, которые нам предстоит решать, все то, что сдерживает развитие системы охраны здоровья, все то, что мешает врачу, во многом заложено в несовершенстве управленческих механизмов. Можно много видеть конкретных причин, и недостаток денег, и недостаток подготовки специалистов, но утверждаю, если и деньги и кадры попадают в такую плохо организованную систему, которую мы имеем, эффективности быть не может. Поэтому в организационном управленческом плане заложены огромные резервы. И я прошу обратить на это внимание. Если не изменить организацию работы врача, то многие усилия будут напрасны. И увеличение объемов финансирования будут скорее подчеркивать это несовершенство, чем сглаживать. Должна быть серьезнейшим образом усилена роль руководителя ЛПУ. Задача органов управления здравоохранения – сформировать политику и создать условия и среду, но ни в коем случае не администрировать. Именно главный врач определяет и кадровую, и структурную и технологическую политику. И я хочу, чтобы степень свободы и ответственность главного врача была заметно выше. Наконец я убежден, что нельзя принять правильные решения, если они не продиктованы самим экспертным сообществом. Простых решений уже нет. И я теперь буду принимать решения, только уверенный в том, что экспертное сообщество участвовало в их выработке и поддерживает их. От работы здравоохранения зависит успех задач всего региона. И я прошу, чтобы здесь уровень ответственности был максимальным».