Протокол селекторного совещания по программе Модернизация от 09.11.2010

Скачать презентацию (2,6 Мб) >>

Председатель Правительства России В.В. Путин:

Программы должны заработать с января 2011 года и стать логичным продолжением усилий государства по улучшению системы охраны здоровья граждан. В сегодняшнем совещании в зале или в режиме видеоконференции участвуют руководители всех регионов Российской Федерации.

5 лет назад был запущен ПНП Здоровье в который вложено 590 млрд. рублей и который мы считали основой для системных преобразований в сфере Здравоохранения.

Считаю, что нам удалось добиться серьезных позитивных изменений в этой сфере. Продолжительность жизни граждан увеличилась на 3,7 года и достигла 69 лет, почти на 20% выросла рождаемость, смертность сократилась на 12%, а младенческая смертность сократилась на 26%. Это прямой результат улучшения работы первичного звена медицинской помощи, проведения диспансеризации и вакцинации населения.

Совершенствование медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями и пострадавшими в ДТП – результат того, что более 900 тысяч граждан получили высокотехнологичную помощь за счет федерального бюджета, доступность этого вида помощи возросла более чем в 4 раза. Насколько тесно связано улучшение системы здравоохранения с результатами деятельности мы посмотрели сегодня на примере одной из клиник города Иванова. В декабре 2007 года здесь открылся центр сердечно-сосудистой хирургии, смертность по области снизилась на 25%, в декабре 2008 года ввели сосудистый центр – смертность от инсульта сократилась на 30%, в январе 2010 года ввели травматологический центр – смертность от травм полученных в ДТП сократилась в этой клинике в 3 раза.

В 2011-2015 годах мы планируем направить на реализацию ПНП «Здоровье» 446 млрд. рублей, что позволит продолжить все предусмотренные в нем мероприятия. Тем не менее, опросы населения показывают, что большинство граждан России – это 65%, по-прежнему не удовлетворены качеством оказания медицинской помощи в больницах и поликлиниках, потому что многие из них находится в плохом состоянии, не хватает медицинского оборудования, а в сельской местности – и врачей. Квалификация персонала, технологии диагностики, лечения, управления здравоохранением далеки от идеала. В целом ресурсы отрасли используются неэффективно. 41% медучреждений страны требуют капитального ремонта или реконструкции. По данным Росстата за 2008 год 2% медицинских учреждений находится в аварийном состоянии, без водопровода – 8,5%, без горячего водоснабжения – 32,5%, без центрального отопления – более 10%, без канализации – 11,2%, без телефонной связи – 6,7%.

Мы видим, что задача повышения качества оказания медицинской помощи актуальна и востребована обществом. В этом году во всех регионах страны прошло обсуждение проблем здравоохранения с участием общественных организаций и профессиональных объединений медицинских работников. Администрации Субъектов Федерации провели инвентаризацию сети медицинских учреждений, выявили узкие места и проблемы, влияющие на качество оказания медицинской помощи гражданам. На их устранение и будут направлены региональные программы модернизации здравоохранения, на реализацию которых в 2011-2012 годах мы выделяем 460 млрд. рублей, которые будут получены за счет повышения ставок страховых взносов с 3,1% до 5,1% . Решение об увеличении фискальной нагрузки было непростым, но благодаря ему мы имеем возможность решить многие проблемы накопившиеся в сфере здравоохранения. Эта нагрузка далеко не самым приятным образом отразится на бизнесе, мы должны думать о том, как поддержать экономику. Для отдельных видов деятельности, прежде всего высокотехнологичных, нагрузка будет минимизирована.

Основные приоритеты при модернизации здравоохранения:

1. Региональные программы должны обеспечить повышение качества и доступности медицинской помощи во всех регионах страны. Предстоит определить, какие новые технологии будут внедрятся в наших медицинских учреждениях, чтобы люди могли получать качественную помощь не только в областных больницах, но и по месту жительства, в том числе за счет создания крупных межрайонных центров. Для решения этой задачи будет закуплено медицинское оборудование, а также отремонтированы ключевые для регионов медицинские учреждения. Нам не нужны медицинские учреждения, в которых проваливается пол, протекает крыша и не могут оказать даже элементарной медицинской помощи. Убежден, граждане позитивно оценят наши усилия лишь в том случае, если реальное улучшение будет видно на примере каждой российской семьи.

2.Учреждения должны начать работать с применением стандартов оказания медицинской помощи, привлечь квалифицированных специалистов, обеспечить рост заработной платы медицинских работников. На увеличение тарифов ОМС, включая средства на оплату труда, за 2 года будет дополнительно направлено около 80 млрд.рублей.

3. Необходимо убрать лишние бумаги между врачом и пациентом, максимально сконцентрировать внимание врача на оказании помощи больному. Для этого предстоит решить задачу внедрения современных информационных технологий: телемедицина, электронный документооборот, электронная медицинская карта, запись на прием к врачу через интернет.

Главам субъектов РФ прошу считать подготовку и реализацию программы модернизации здравоохранения одним из важнейших приоритетов работы. Прошу обеспечить финансирование здравоохранения из региональных бюджетов в соответствии с прежними планами, не снижать уровня бюджетной обеспеченности этой отрасли. Обращаю особое внимание, что федеральные деньги должны дополнять региональные ресурсы, а не замещать их. Министерству здравоохранения и министерству финансов поручаю строго следить за расходованием средств.

В ближайший месяц необходимо доработать региональные программы модернизации здравоохранения и рассмотреть их на заседании правительства РФ. Координацию этой работы поручаю заместителю Председателя Правительства А.Д. Жукову.

Министр здравоохранения Голикова Т.А.

Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги, я хотела бы подробнее осветить те задачи, которые необходимо решить в ближайшие 2 года и в период до 2015 года.

Конечно, ПНП Здоровье дал свои позитивные результаты, которые отразились на показателях смертности, младенческой смертности, рождаемости. Большая профилактическая работа, которая проводится на местах привела к увеличению динамики общей заболеваемости по РФ, улучшилась выявляемость заболеваний, помощь стала оказываться на первоначальных этапах. По-прежнему остается большой разрыв между продолжительностью жизни у мужчин и у женщин. По данным за 2009 год он составляет 10 лет. У мужчин средняя продолжительность жизни составляет 62,8 года. Сохраняются высокие показатели смертности при очень высоких показателях рождаемости – на селе. На селе проживает 38,2 млн. граждан, это 27% от всей численности населения, а убыль сельского населения почти в 5 раз больше чем в целом по России. Сложная ситуация складывалась в июле-августе 2010 года, которая показала, что работа первичного звена здравоохранения в аномальных ситуациях должна быть усилена. Хотя сентябрь показал улучшение ситуации и мы фиксируем снижение смертности по РФ.

Из всего населения 62% приходится на население трудоспособного возраста, наибольший процент населения трудостпособного возраста отмечается в Мурманской, Тюменской Магаданской областях, Камчатском крае. Напротив, высокий удельный вес лиц пожилого возраста отмечается в Воронежской, Ивановской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Псковской областях, г. С-Петербурге. Продолжающая тенденция к росту пожилого населения – это вызов системе здравоохранения и перестройка технологий, которые существуют сейчас.

Проблемы сегодняшнего здравоохранения и пути их решения в рамках программы модернизации:

1. Недостаток учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, особенно на селе, при этом избыточность учреждений, оказывающих стационарную помощь. На сегодняшний день численность коечного фонда превышает потребность почти на 10% (114 тыс.коек) при недостатке или избытке отдельных профилей. Мы испытываем недостаток онкологических, наркологических коек, ортопедических коек для взрослых. В ряде регионов избыток коечного фонда: г. Москва, Ярославская, Амурская, Костромская, Тульская области, республика Северная Осетия–Алания, Саха-Якутия. Недостаток коечного фонда отмечается в следующих областях: Татарстан, Ульяновская, Ленинградская, Челябинская области, Пермский край.

2. В РФ наблюдается дефицит врачей (более 27%), среднего и младшего персонала, причем на селе врачей почти в 3 раза меньше, чем в городе. Однако внутри структуры отмечен дисбаланс врачей в пользу ряда специальностей в ущерб наиболее приоритетным. Например имеется дефицит ревматологов, кардиологов, педиатров. В стационарном звене мы видим переизбыток ряда специалистов и коек. В тоже время наблюдается дисбаланс: при переизбытке коек патологии беременности на 57%, обеспеченность врачами составляет только 38,3%. Такой дисбаланс влияет на эффективность работы системы здравоохранения и приводит к недовыявляемости заболеваний.

Врачи-терапевты в стационарах превышают потребность на 55,8%, при этом отмечается недостаток терапевтов в амбулаторном звене. Отмечается недостаток кардиологов, ревматологов, эндокринологов

Т.о. в рамках реализации региональных программ по модернизации здравоохранения мы предлагаем самостоятельный раздел, который будет посвящен переподготовке кадров, перепрофилированию терапевтов в узких специалистов. Кроме средств регионов мы посчитали возможным выделить самостоятельный сегмент, который касается переподготовки узких специалистов в рамках существующего бюджета. Это около 7032 специалистов.

3. Неудовлетворительное технической состояние учреждений здравоохранения.

При включении в программы объектов, подлежащих капитальному или текущему ремонту мы просим регионы РФ обосновывать расходы надлежащим образом, а при включении объектов, подлежащих достройке (имеющих 80% готовность), просим представлять надлежащим образом оформленные и заверенные сметы.

4. Оборудование. На сегодняшний день, с учетом поставок оборудования в рамках ПНП Здоровье, нам удалось переоснастить 25% парка медицинского оборудования. На сегодняшний день нуждается в замене более 112 тыс.единиц оборудования разного уровня, что естественно не может быть осуществлено в рамках одной программы. Мы выделили наиболее приоритетные направления и ориентировали на них регионы. Прежде всего, это заболеваемость и смертность. Это такие разделы как онкология, кардиология, сердечно-сосудистая хирургия, акушерство и гинекология и т.д. С 2009 года мы разработали порядки оказания медицинской помощи по этим направлениям и регионы ориентируются на эти порядки при составлении своих программ.

5. Информатизация. В ближайшие дни мы направим в регионы типовые рекомендации, разработанные совместно с министерством связи, которые ориентируют регионы на то, какую работу им осуществлять в 2011-2012 году. Этот блок входит составной частью в недавно одобренную государственную программу информатизации.

6. Осуществление оказания медицинской помощи в рамках стандартов. На сегодняшний день утверждено 612 стандартов по различным нозологиям. Все они носят рекомендательный характер, на их основе в регионах принимаются МЭСы, которые являются основой для оплаты.

Новый подход определяет, что содержательно стандарты должны быть одинаковы на всей территории РФ, безусловно, их финансовое обеспечение зависит от уровня жизни и стоимости оказания медицинских услуг в регионе. На основании стандартов формируются клинические протоколы для учреждений различного уровня – муниципальных, региональных, федеральных. В основу стандартов закладывается определенный набор медицинских услуг, который на сегодняшний день нами сформирован на базе имеющихся стандартов и стандартов, предполагаемых к утверждению.

Для характеристики ситуации мы привели стоимость услуг, входящих в состав федерального стандарта сейчас, расчетную стоимость стандартов, которая будет вводится в течение 2-х лет, и для сравнения стоимость такой услуги во Франции, Германии, США. При этом фактическая стоимость услуги сейчас – это только 5 статей, которые входят в систему ОМС. В расчетной стоимости заложена полная стоимость, с учетом тех затрат, которые сейчас покрываются из средств бюджетов, и то что с 2013 года будет обеспечиваться через систему ОМС.

Мы сделали оценку изменения структуры тарифа и возможного увеличения заработной платы. На сегодняшний день из системы ОМС на оплату медицинской помощи населению было затрачено 483,2 млрд.рублей., на оплату случаев лечения в стационаре – 290,1 млрд.руб., при это число случаев госпитализации – 31 млн., количество случаев госпитализации на 1 человека – 1,6, экстренная госпитализация составляет 28,6%, плановая – 71,4%. Стоимость одного случая лечения в стационаре в среднем – 9,4 тыс. рублей. Очевидно, что этих средств недостаточно для оказания квалифицированной стационарной помощи. Предварительно мы просчитали стандарты стационарной помощи, которые планируются к внедрению с 2013 года. Объем финансирования составил 744 ,0 млрд. руб. Учитывая, что мы входим в процесс поэтапно, необходимо обратить внимание в первую очередь на оказание экстренной помощи, т.к. в оказании данного вида помощи участвуют врачи практически всех специальностей. За 3 года (к 2013 году) мы может увеличить заработную плату врачам, оказывающим экстренную медицинскую помощь на 35% (без индексаций).

При сравнении сложившейся системы оплаты по 5 статьям и планируемой системы оплаты по полному тарифу отмечается, что по некоторым регионам расчетная стоимость полного тарифа меньше, чем существующая сейчас. Т.о. можно будет эффективно управлять средствами ОМС и бюджета. Конечная цель – законченный случай. К 2015 году мы планируем выйти на оплату по единым клинико-статистическим группам по стационарной помощи. Главным результатом наших действий должно быть продолжение снижения показателей заболеваемости и смертности, но также важно, и это целевые показатели, которые должны быть учтены во всех бюджетах регионов – увеличение объемов амбулаторной помощи и рост числа посещений, перераспределение объемов помощи в сторону стационарзамещающих медицинских технологий, уменьшение средней длительности лечения в стационаре и т.д. .

Предлагаю, чтобы работа по обсуждению региональных программ была продолжена, а также сформировать график реализации программы, который довести до сведения жителей региона.

Заключительное слово В.В.Путина:

Что я бы хотел сказать в завершение, уважаемые коллеги. Тема, которую сегодня мы с вами рассматриваем, относится к наиболее важным для любого государства, для любого правительства. Ещё совсем недавно, несколько лет назад, Александр Исаевич Солженицын сформулировал основную задачу государства как сохранение народа. Эта задача всегда остаётся важнейшей для любой страны, для любого правительства, а для России эта актуальность сегодня особенно важна. Вы прекрасно знаете, в каком состоянии находятся демографические процессы в России, каков у нас уровень продолжительности жизни, какова детская и материнская смертность, сколько людей у нас погибают до сих пор в ДТП и от различных заболеваний.

Вот мы сейчас приводили положительные цифры, которые говорят о положительной динамике, – да, это так. Тем не менее проблем ещё очень много. И всё, что связано с этим комплексом проблем – с демографией, высокой смертностью, низкой по сравнению с другими, соседними, странами, продолжительностью жизни, – весь этот комплекс проблем является весьма угрожающим для судеб страны. И задача сбережения народа для России сегодня является особенно актуальной, как я уже сказал.

Пять лет назад мы с вами запустили проект, приоритетный национальный проект «Здоровье» и в целом он показал свою эффективность. Он показал, что если мы концентрируем финансовые, административные ресурсы на важнейших направлениях, мы способны добиваться положительных результатов. И сегодня эти цифры здесь приводились. Этот национальный проект подготовил почву для следующего шага в этой важнейшей сфере деятельности государства, в модернизации всей системы здравоохранения страны. Мы за пять предыдущих лет вложили в нацпроект «Здоровье» 590 млрд рублей. В ближайшие три года планируется сохранить финансирование по нацпроекту «Здоровье» в объёме 446 млрд рублей и добавить на модернизацию здравоохранения ещё 460 млрд рублей. Плюс текущее финансирование из федерального бюджета на содержание и развитие федеральных медицинских центров – это более 100 млрд рублей, текущее финансирование региональных и муниципальных бюджетов – всё это действительно очень масштабная и большая работа. И действительно, в сфере здравоохранения государство ещё не формулировало в таком масштабе задачи и не предпринимало таких усилий – я думаю, не только за новейшую историю, но и раньше тоже.

На что хотел бы обратить внимание ещё раз. Здесь уже коллеги говорили об этом. Нам нужно в оперативном режиме закончить работу по подготовке региональных программ. Действительно, это объёмная работа, связанная с инвентаризацией всего хозяйства в области здравоохранения, – вот на примере Ивановской области она сама по себе уже многого и дорогого стоит. Нужно понять, что происходит в каждом населённом пункте с медицинскими учреждениями, какие они, в каком состоянии, в какой поддержке они нуждаются? И ещё раз хочу сказать то, о чём уже говорил многократно. Далеко не каждое медицинское учреждение должно быть отремонтировано, туда обязательно нужно вкладывать деньги – всё это должно быть сделано с умом, не распылять федеральные и региональные ресурсы, а направлять их только туда, где подготовлена почва для улучшения обслуживания граждан в конкретной местности.

И второе – нужно закончить работу по так называемым стандартам. У нас их вообще никогда не было, и граждане не знают до сих пор, где они могут получить и в каком объёме бесплатную медицинскую помощь, а что связано с какими-то дополнительными расходами. Надо устранить, напрочь устранить всякие серые и тёмные схемы финансирования в системе здравоохранения. Конечно, когда мы говорим о стандартах, то нам становится страшно, потому что эти стандарты должны вытащить на свет божий реалии финансирования по отдельным видам заболеваний, да и в целом по здравоохранению. Поэтому сейчас Министерство здравоохранения разработало 1170 стандартов и, надеюсь, что на этой неделе соответствующие материалы поступят в Министерство финансов. Но, конечно, нужно действовать очень аккуратно, вводить эти стандарты поэтапно, по мере финансового наполнения.

И в завершение. Безусловно, такая масштабная работа не может принести эффективного результата, если мы не будем действовать сообща. И на федеральном, и на региональном, и на местном уровне должно быть ясное понимание того, что мы начинаем очень большую, системную и чрезвычайно важную совместную работу. Это касается всех уровней власти, управления, всех заинтересованных министерств и ведомств.

Я прошу Александра Дмитриевича (А.Д.Жукова) держать на контроле все этапы этой работы. Давайте отработаем и систему контроля, и систему отчётности: то, о чём здесь коллеги говорили, – я полностью с этим согласен.

Благодарю вас за сегодняшнюю нашу совместную работу на этом совещании. Спасибо.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.