Законодательная база здравоохранения должны быть настроена на перспективу

Существующая законодательная база в сфере здравоохранения должна быть не только приведена к реалиям сегодняшнего дня, но и сориентирована на перспективу. Эту позицию министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяна Голикова изложила на встрече с членами Комитета Государственной думы по охране здоровья, которая была посвящена перспективам совместной законотворческой деятельности.

Как заявила на заседании комитета Татьяна Голикова, современная законодательная база в сфере здравоохранения значительно отстает от всего остального законодательства. В особенности это относится к нормативно-правовой базе по обязательному медицинскому страхованию и, разумеется, к сопряженным с этим базовым законом другим законодательным актам. Кроме того, в первую очередь также нужно устранить имеющиеся на сегодня противоречия и пробелы в законодательстве. Это касается вопросов регулирования специализированной и высокотехнологичной помощи, лицензирования различных видов деятельности.

Очень сложно, например, идет подготовка изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании». «Понятно, – говорит министр, – что поправки в действующий закон об ОМС не вступят в силу с 1 января 2009 г. Вероятнее всего, новый закон заработает с 2010 г., поскольку необходимо иметь время для переходного периода».

Татьяна Голикова подчеркнула, что сейчас идет активная разработка долгосрочной стратегии страны – до 2020 г., в которой будет уделено внимание перспективам развития здравоохранения. И от того, какие там будут сделаны акценты, зависит «наше будущее законодательное поле», включая нормативные документы, которые будут разрабатываться.

Комментируя Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования», Татьяна Голикова обратила внимание на то, что дотации, которые распределяются на выравнивание базовых программ ОМС через Федеральный фонд ОМС, «мягко говоря, не подчиняются никаким методологическим подходам, в отличие от методики выравнивания трансфертов, которая осуществляется через федеральный бюджет».

Председательствующая на заседании комитета Ольга Борзова подчеркнула необходимость внесения серьезных изменений в Основы законодательства Российской Федерации о здравоохранении и, конечно, в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании». Не менее важна, по ее словам, работа над законодательством в сфере лекарственного обращения, в первую очередь – по вопросам проведения клинических исследований лекарственных средств, лицензирования, а также по законодательному закреплению и регулированию высокотехнологичной медицинской помощи.

Еще одну очень важную проблему затронул депутат Николай Герасименко. Речь идет о нормативно-правовой базе по специализированной медицинской помощи, поскольку «сейчас резко ухудшается доступность оказания этого вида помощи, особенно в маленьких селах». По его словам, существуют проблемы и с лицензированием специализированной медицинской помощи, с оплатой узких специалистов в поликлиниках, которые получают зарплату в два раза меньше участковых врачей.

Как сообщила министр, сославшись на слова Президента России, «национальные проекты должны быть трансформированы в государственные программы развития различных направлений здравоохранения. В связи с этим повышение заработной платы специалистов должно идти за счет введения новых систем оплаты труда. Однако при этом мы должны четко разграничить виды медицинской помощи: специализированной, высокотехнологичной и т.д.».

Что касается существенного увеличения расходов на здравоохранение, то «такая цель есть», утверждает министр, и «ее никто не скрывает. Все признают, что наши расходы на здравоохранение очень малы. Мы, конечно, не идем в сравнение ни с каким развитым мировым сообществом». По мнению Татьяны Голиковой, очень важно определить, на что будут израсходованы дополнительные вложения: «Мы не будем скрывать, что национальные проекты спровоцировали и оголили некоторые проблемы. Многие из них должны быть урегулированы законодательно». Уже сейчас необходимо формировать позицию относительно увеличения расходов на здравоохранение в федеральном бюджете 2009 г. Например, чтобы решить проблему сбалансированности базовых программ ОМС в территориях, потребуется дополнительно около 50 млрд. руб., считает Татьяна Голикова.

По статье Т.Лебедевой «Фармацевтический вестник», 2008, N 4
Поделиться:

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.