Информатизация здравоохранения «зависла»

Государственная программа информатизации здравоохранения вступила в силу по приказу Минздрава в 2011 г. Она была призвана оптимизировать работу медучреждений с помощью компьютерных технологий и повысить качество услуг. Предполагалось внедрить систему удаленной записи на прием к врачу, сервисы электронной медицинской карты (ЭМК) и выписки электронного рецепта, сервис «Взаимодействие лекарственных средств» для врачей, создать электронную медицинскую библиотеку, а также внедрить средства телемедицины, оснастить станции и машины «скорой помощи» системами ГЛОНАСС.

Программа создания Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) была разделена на два этапа: базовая информатизация в 2011 — 2012 гг. и развитие созданных сервисов в 2013 г. На первый этап было выделено 20,2 млрд. руб. из Федерального ФОМС и 9,2 млрд. руб. – из бюджетов субъектов РФ. При этом регионы сами распоряжались своими средствами на закупку компьютеров, прокладку сетей и внедрение медицинских информационных систем. Работы на первом этапе фактически начались в 2012 г., и, согласно отчетам чиновников, задачи создания инфраструктуры в целом удалось решить. Были проложены локальные сети, закуплены и подключены к сети Интернет компьютеры. Кроме того, началась разработка программного обеспечения. Была создана система удаленной записи на прием к врачу, к которой подключились практически все регионы, начата работа по внедрению ЭМК. Минздраву удалось практически полностью оснастить станции и машины «скорой помощи» оборудованием ГЛОНАСС.

В 2013 г. правительством было издано постановление о дальнейшем развитии и реформировании системы здравоохранения в России. Федеральное финансирование проекта к этому моменту завершилось, и документ второго этапа был подготовлен уже на основании региональных программ развития здравоохранения (в т.ч. информатизации здравоохранения) до 2020 г., которые федеральный Центр запросил у каждого субъекта РФ. При этом по ряду причин финансирование фрагментов ЕГИСЗ в 2013 году из региональных бюджетов было существенно сокращено по сравнению с запланированным. Как и следовало ожидать, реализация программы в субъектах Федерации пошла вразброд. Изначально предполагалось, что блага информатизации будут выражаться не только в удобстве для врача и пациента, но и в решении системных проблем здравоохранения, связанных с назначением лекарственных препаратов, выпиской электронных рецептов, доступом к достоверной статистической информации и т.д. В настоящее время более-менее полноценно работает лишь сервис удаленной записи к врачу, что с задачами информатизации отрасли соотносится довольно условно.

Минздравом Новосибирской области была выбрана казанская медицинская информационная система БАРС. При этом с теми, кому предстояло с ней работать, то есть с лечебными учреждениями, никто не советовался, специалисты медицинских организаций к разработке технического задания не привлекались. В течение 2013 года МИС БАРС тестировалась в нескольких стационарах и поликлиниках области. Результаты этого тестирования показали, что программа «не идет». Слишком много проблем и недоработок выявилось. Хотя тестирование на то и тестирование, чтобы все их устранить. Но сделано этого не было. Тем не менее, с 1 января 2014 года все медицинские организации Новосибирской области приступили к промышленному внедрению МИС БАРС. Результатом стало обращение главных врачей к министру здравоохранения Новосибирской области Леониду Шаплыгину с предложением пролонгировать сроки внедрения МИС в медицинских организациях города. А также составить список специалистов МИС БАРС, закрепленных за медицинскими организациями, для решения поставленных задач с администрацией и медицинским персоналом конкретных медицинских организаций. Ответа по понятным причинам не последовало.

Ситуация с внедрением МИС БАРС стала предметом обсуждения на заседании Правления НОАВ. Что же так не устраивает пользователей этой информационной системы? Вот только несколько претензий:

1.В МИС внесены формализованные словари быстрого заполнения в шаблоне записей осмотров врачей, по нашему мнению не соответствующие установленным пропедевтикой внутренних болезней правилам записи осмотра врача при тех или иных заболеваниях (например, ЧДД – уд/в мин.)

2. В МИС не установлена система контроля соответствия назначенного врачом обследования и лечения утвержденным Минздравом России стандартам медицинской помощи при заболеваниях.

3. Отсутствуют шаблоны ряда необходимых для работы документов, формируемых в МИС (протоколов ВК, комиссии по ДЛО, направлений на МСЭ, документов на ВМП, направления на госпитализацию и др.) Данные шаблоны были переданы разработчикам МИС сотрудниками поликлиники в ходе пилотного проекта, и есть в тестовой версии, но нет в рабочей версии программы.

4. Отсутствуют шаблоны для оформления записей по диспансеризации отдельных групп взрослого населения, профилактических медицинских осмотров взрослых и детей. Руководители группы разработчиков МИС заверили нас, что данные шаблоны будут разработаны и внесены в МИС централизовано. До настоящего времени в МИС нет шаблонов по диспансеризации. Разработка блока по программному обеспечению проведения диспансеризации отдельных групп взрослого населения, профилактических медицинских осмотров взрослых и детей необходима для скорейшей оптимизации работы врачей терапевтов и педиатров, которым на прием пациента установлен норматив всего 12-15 минут! Хотя в настоящее время существуют информационные системы, позволяющие оптимизировать рабочее место врача и сделать диспансеризацию более результативной для пациента.

5. В МИС отсутствует Государственный регистр лекарственных препаратов, содержащий названия лекарственных препаратов по МНН и группировочным наименованиям. Отсутствует система электронных назначений лекарственных препаратов, возможность проверки правильности назначенного режима дозирования, на наличие показаний и противопоказаний, прогнозирования взаимодействия лекарственных препаратов.

В программе отсутствует возможность заполнения (с помощью информации из внесенного в МИС Государственного регистра лекарственных препаратов) и распечатывания форм рецептурных бланков, утвержденных приказами МЗ РФ № 1175н от 20.12.2012г. «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», № 1181н от 20.12.2012г. « Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков, их учета и хранения», что предусматривает «двойную» работу врача при назначении лекарственных препаратов и при оформлении бланков рецептов на них сначала в МИС, а затем на бланке рецепта от «руки».

6. В МИС отсутствует сигнальная информация о том, что при существующих особенностях самой программы и возможно допущенных ошибках медработниками при работе в МИС, может не сохраниться уже внесенная в МИС информация (например, при внесении диагноза с содержанием свыше 250-ти символов, вся запись врача не сохраняется автоматически, без оповещения!).

7. В МИС отсутствует возможность экспорта информации из МИС в программное обеспечение Новосибирского ТФОМСа для формирования реестров пролеченных по ОМС пациентов. В результате чего приходится осуществлять двойной ввод одной и той же информации.

Кстати по поводу двойного ввода информации. Тем подразделениям медицинских организаций, которые вынуждены пользоваться МИС БАРС Финансово-хозяйственная деятельность приходится параллельно работать в программе 1С. Иначе вся работа бухгалтерии, экономистов, снабжения просто встанет, потому что в программе БАРС не работает модуль «Касса», модуль «Продукты питания». Нет результата по интеграции движения материальных средств из МИС БАРС в МИС ФХД; нет межведомственной финансово-экономической интеграции с ФОМС и страховыми компаниями; нет межведомственной интеграции по направлению «Планирование финансово-хозяйственной деятельности в рамках обозначенных лимитов – подготовка и проведение конкурсов — фиксация факта состоявшихся бюджетных обязательств – исполнение и регистрация фактов финансово-хозяйственной деятельности». В настоящее время данная цепочка реализуется последовательной работой программ ГИСЗ по НСО, сайтом «закупки.gov.ru», УРМ (КРИСТА), модуля ФХД. Интеграции нет, а, стало быть, процедура первичного ввода информации повторяется много раз.

Депутат ГД РФ, председатель НОАВ Сергей Дорофеев направил врио губернатора Новосибирской области Владимиру Городецкому письмо, в котором говорится: «внедряемые в настоящее время в промышленную эксплуатацию программы «Барс» не соответствуют необходимым требованиям, содержат большое количество недоработок, не готовы к практическому использованию. Дальнейшее внедрение программ «Барс» требует отвлечение значительного количества сотрудников медицинских организаций от их основной деятельности, что в условиях кадрового дефицита является крайне негативным фактором, вызывающим ненужную напряженность, как в медицинской, так и в управленческой среде».

Однако в такой ситуации оказалась не только наша область. По инициативе С.Б. Дорофеева рассмотрение проблем информатизации стало предметом заседания Координационного совета между Минздравом России и Национальной Медицинской Палатой, который состоялся 17 апреля 2014 г. При подготовке к указанному заседанию Национальной медицинской палатой были запрошены мнения региональных организаций врачей об информатизации. Из десяти откликнувшихся регионов только в одном врачи удовлетворены внедряемой медицинской информационной системой. И ни одном врачей не привлекали к разработке технического задания и к подготовке программного обеспечения.

На этом фоне, как минимум странны, отчеты региональных чиновников о том, что все разработано, внедрено и работает. По итогам Координационного совета, специалистов Минздрава России заинтересовала информация, представленная врачами из регионов. На ее основании будут проведены проверки. Кроме того, по решению Координационного совета Национальная медицинская палата в срок до 01.06.2014 проведет мониторинг в регионах России, чтобы выяснить мнение медицинских работников и руководителей медицинских организаций регионов о проблемах по информатизации. Итоги мониторинга будут переданы в Минздрав России. А в июне 2014 г. с учетом полученной из регионов информации состоится расширенное заседание Координационного совета по вопросу информатизации здравоохранения.

Координационным советом рекомендовано Минздраву России привлекать представителей Национальной медицинской палаты в качестве экспертов процесса внедрения информатизации в регионах и при разработке новых продуктов.

Марина Есикова

Поделиться:

4 комментариев(-ия)

  1. Соглашаюсь со всеми представленными замечаниями по программе. Очевидно,что ускоренное внедрение такого неудобного продукта имело целю не улучшение информатизации медучреждений, а освоение больших бюджетных средств. В противном случае экспертами обязательно были бы взяты практические врачи, и уж тем более — были бы учтены поступившие от них замечания и предложения.

  2. Программа новая, довольно таки удобно в пользование,непривычно немножко.

  3. Ничего что председатель НОАВ является учредителем компании-разработчика Дока+? Что еще ожидать? Взял бы да выиграл 94-фз.

  4. Сплошная сыромятина, и вообще-то, тестировать надо как-то ещё, а не в рабочем режиме, и, тем более, не огрызаться, что всё работает, сами, мол, работать не умеете. Все описанные недостатки налицо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.