Итоги работы Комитета Государственной Думы по охране здоровья за весеннюю сессию 2019 года

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ЗА ПЕРИОД ВЕСЕННЕЙ СЕССИИ 2019 ГОДА

(по состоянию на 26 июля 2019 года)

Статистические показатели законодательного процесса

По результатам проведенной Комитетом Государственной Думы по охране здоровья работы по законопроектам:

  • принято Государственной Думой – 6 (ответственный Комитет);
  • принято Государственной Думой — 5 (Комитет-соисполнитель);
  • принято в первом чтении – 4;
  • предложено авторам изменить текст законопроекта – 3;
  • отклонено – 10;
  • снято с рассмотрения либо возвращено авторам – 3;
  • рассмотрено и подготовлено заключений на законопроекты, по которым Комитет Государственной Думы по охране здоровья был назначен комитетом -соисполнителем – 18;

Федеральные законы, принятые Государственной Думой, ответственным по которым был назначен Комитет Государственной Думы по охране здоровья

Федеральный закон от 6 февраля 2019 года № 6-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в части уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование отдельных категорий физических лиц) (проект № 340439-7)

Закон относится к актуальной теме правового регулирования деятельности физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (няни, репетиторы, помощники по хозяйству) в части уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование таких граждан (при условии регистрации в налоговых органах в 2017 – 2019 годах такие лица освобождены от уплаты НДФЛ и страховых взносов на ОМС).

Согласно принятому Закону, доходы, которые недополучит ФОМС в период «налоговых каникул», будут компенсированы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Федеральный закон от 6 марта 2019 года № 18-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи (проект № 592287-7).

Принятый Закон предусматривает расширение понятия «паллиативная медицинская помощь», уточнение ее видов и условий оказания.

Важной новеллой Закона является возможность оказания паллиативной медицинской помощи не только в амбулаторных и стационарных условиях, но и в условиях дневного стационара и на дому, а также предоставление на дому медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем, в том числе аппаратов искусственной вентиляции легких.

При этом оказывать такую помощь будут медицинские организации во взаимодействии с членами семьи пациента, лицами, осуществляющими уход за пациентом, волонтерами, а также организациями социального обслуживания, религиозными организациями, в том числе в целях предоставления такому пациенту социальных услуг, мер социальной защиты, мер психологической поддержки и духовной помощи.

Законом конкретизируются права пациента на облегчение боли, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами, при этом обеспечение паллиативных пациентов лекарственными препаратами, в том числе для обезболивания, и медицинскими изделиями будет осуществляться в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Кроме того, установлена возможность принимать решение о медицинском вмешательстве консилиумом врачей или лечащим (дежурным) врачом, если состояние пациента не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.

В соответствии с принятым Законом, Минздравом России совместно с Минтрудом России установлено положение об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и иных организаций.

Федеральный закон от 29 мая 2019 года № 119-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части посещения пациентов в отделении медицинской организации, оказывающем реанимационные мероприятия) (проект № 359335-7).

Принятым Законом установлена обязанность медицинской организации предоставлять возможность родственникам и иным членам семьи или законным представителям пациента посещать его в медицинской организации, в том числе в ее структурном подразделении, предназначенном для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, в соответствии с утвержденными Минздравом России общими требованиями.

Федеральный закон от 6 июня 2019 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в   Федеральный   закон   «Об   обращении   лекарственных   средств»   в   части государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (проект № 592388-7).

Законом устанавливается требование к обязательной перерегистрации в 2019 -2020 годах предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, которые были зарегистрированы до дня вступления в силу Закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кроме того, Правительством Российской Федерации будет утверждаться методика расчета предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенных в перечень ЖНВЛП.

Также Законом устанавливается, что зарегистрированная предельная отпускная цена производителя на лекарственный препарат, включенный в перечень ЖНВЛП, может быть перерегистрирована в сторону увеличения один раз в год, а перерегистрация указанной цены в сторону снижения должна быть осуществлена, в том числе, при снижении цены в референтных странах.

Федеральный закон от 3 июля 2019 года № 168-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений».

Принятый Закон отменяет существующий запрет на культивирование наркосодержащих растений на территории Российской Федерации для производства наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, законом устанавливается государственная монополия на культивирование наркосодержащих растений для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, а также порядок и требования к условиям культивирования таких наркосодержащих растений.

Правом на культивирование наркосодержащих растений для производства лекарственных препаратов, а также опийного мака в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, будут наделены только государственные унитарные предприятия, имущество которых находится в федеральной собственности, при наличии лицензии на производство и переработку наркотических средств и психотропных веществ.

Принятие данного закона необходимо для организации полного цикла производства наркотических средств и психотропных веществ из культивируемых наркосодержащих растений на территории Российской Федерации.

Федеральный закон (проект № 708539-7) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования деятельности инновационных центров) (принят Государственной Думой 17 июля 2019 года).

Закон направлен на обеспечение полноценного функционирования медицинского кластера. Согласно принятому Закону участники международного медицинского кластера получают право осуществлять профессиональную деятельность по экспертизе временной нетрудоспособности и деятельность, связанную с обращением донорской крови и (или) ее компонентов, а также вправе осуществлять закупку лекарственных средств, в том числе наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, необходимых для проведения инвазивных процедур и оперативных вмешательств.

В целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации Законом уточнен порядок создания и управления инновационными научно-технологическими центрами, а именно – предусмотрена возможность высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (совместно с Правительством Российской Федерации и инициатором проекта) выступать учредителями управляющей компании таких центров.

Законопроекты, принятые Государственной Думой в первом чтении, ответственным по которым был назначен Комитет Государственной Думы по охране здоровья

Проект федерального закона № 346344-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» (в части включения фармацевтической субстанции, входящей в состав лекарственного препарата, в государственный реестр лекарственных средств) (принят Государственной Думой в I чтении 14 февраля 2019 года).

Законопроект в целях устранения правовой неопределенности, возникающей при ввозе фармацевтической субстанции, предназначенной для производства лекарственных препаратов и включенной в государственный реестр лекарственных средств в составе зарегистрированных лекарственных препаратов, а также в исключении дублирующих и избыточных механизмов контроля в рамках ведения государственного реестра лекарственных средств.

Кроме того, законопроектом предполагается, что приобретение, ввоз и иное использование таких фармацевтических субстанций будет возможно только в целях производства лекарственных препаратов, в состав которых они входят, а также устанавливается запрет продажи таких фармацевтических субстанций не в вышеуказанных целях.

Проект федерального закона № 466977-7 «О внесении изменения в статью 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части оказания первой помощи с использованием автоматических наружных дефибрилляторов) (принят Государственной Думой в I чтении 14 марта 2019 года).

Законопроект предусматривает создание условий для широкого применения автоматических наружных дефибрилляторов при возникновении ситуаций, требующих оказания первой помощи с применением таких устройств, в том числе размещение таких дефибрилляторов в местах массового пребывания людей и обеспечение доступа к ним любого лица независимо от наличия у него соответствующих навыков.

Проект федерального закона № 672181-7 «О внесении изменений в статьи 1 и 44 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в части уточнения понятия «больной наркоманией») (принят Государственной Думой в I чтении 23 мая 2019 года).

Проектом федерального закона предлагается установить новое определение понятия «больного наркоманией» как лица, которому поставлен диагноз «наркомания».

Законопроект разработан в целях приведения положений Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», регулирующих постановку диагноза «наркомания» и проведение медицинского освидетельствования лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии наркотического опьянения либо потребили наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, в соответствие с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Проект федерального закона № 315272-7 «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (в части установления возможности курения табака в специально выделенных изолированных помещениях аэропортов) (принят Государственной Думой в I чтении 16 июля 2019 года).

Законопроект устанавливает возможность курения табака в специально выделенных изолированных помещениях, которые должны быть оборудованы системами вентиляции и организованы в аэропортах в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных пассажиров. Основанием для создания таких мест будет являться решение собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества.

Рассмотрено и подготовлено заключений на законопроекты, но которым Комитет Государственной Думы но охране здоровья был назначен комитетомсоисполнителем

Всего в период весенней сессии 2019 года Комитетом было подготовлено 18 заключений на законопроекты, по которым Комитет Государственной Думы по охране здоровья был назначен комитетом – соисполнителем. 5 таких законов приняты Государственной Думой.

Федеральный закон от 1 мая 2019 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в статьи 56 и 561 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (по вопросу осуществления закупок услуг по организации отдыха и оздоровления детей) (проект № 640257-7).

Закон направлен на сбережение здоровья и жизни детей от недоброкачественной продукции и недобросовестных исполнителей контрактов. Нормами Закона дополняются положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», касающиеся проведения конкурса с ограниченным участием, путем отнесения к таким случаям осуществление закупок услуг по организации отдыха детей и их оздоровления.

Федеральный закон от 1 мая 2019 года № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 7 Федерального закона «О рекламе» (в части запрета распространения сведений о новых потенциально опасных психоактивных веществах) (проект № 584783-7)

Законом устанавливается запрет на распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также способах и местах культивирования наркосодержащих растений. Кроме того запрещается пропаганда каких-либо преимуществ использования новых потенциально опасных психоактивных веществ, способов и мест культивирования наркосодержащих растений, а также реклама новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Федеральный закон от 29 мая 2019 года № 115-ФЗ «О внесении изменения в статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации» (в части возможности усыновления ребенка проживающим с ним лицом, имеющим определенные заболевания)

Закон предоставляет возможность судам при вынесении решения об усыновлении ребенка отступать от положения, запрещающего усыновление детей лицами, имеющими определенные заболевания (инфицированным вирусом иммунодефицита человека и (или) вирусом гепатита С), в случаях, когда лицо, желающее усыновить ребенка, проживает с ним в силу уже сложившихся семейных отношений.

Федеральный закон (проект № 739992-7) «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 18 июля 2019 года).

Закон уточняет параметры бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год в связи с ратификацией Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса «Байконур» от 17 ноября 2009 года и актуализацией сведений о численности лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию.

Федеральный закон (проект № 661684-7) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обращения лекарственных средств для ветеринарного применения» (принят Государственной Думой 23 июля 2019 года)

Законопроект разработан в целях совершенствования нормативного правового регулирования в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения в части государственной регистрации лекарственных препаратов для ветеринарного применения, проведения экспертизы таких препаратов, осуществления контрольных закупок и фармаконадзора, а также использования при производстве лекарственных препаратов для ветеринарного применения фармацевтических субстанций, предназначенных для производства лекарственных препаратов для медицинского применения.

Проект федерального закона № 460526-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об усилении ответственности за неисполнение должником исполнительного документа, когда это может повлечь угрозу жизни или здоровью людей) (принят Государственной Думой в I чтении 19 июня 2019 года).

Законом предусматривается возможность применения санкции в виде наложения административного штрафа (либо административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток) в случаях неисполнения должником исполнительного документа, принятого в целях недопущения угрозы жизни или здоровью людей и содержащего требования, связанные с обеспечением противопожарной, промышленной безопасности, обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Концепция законопроекта поддержана.

Проект федерального закона № 607448-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования практической подготовки обучающихся» (принят Государственной Думой в I чтении 10 июля 2019 года).

Проект федерального закона разработан в целях формирования единого подхода к организации практической подготовки обучающихся, являющейся частью профессиональной подготовки. Для достижения данной цели законопроектом предусмотрено уточнение понятия «практическая подготовка обучающихся», расширение возможностей образовательных организации по использованию сетевой формы реализации образовательных программ, в том числе путем установления порядка использования имущества государственных и муниципальных организаций, примерных форм договоров, а также определением федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по утверждению соответствующих положений о практической подготовке обучающихся.

Поддерживая концепцию законопроекта в целом, Комитет особо отметил, что отдельные положения проекта федерального закона не учитывают существенных особенностей организации медицинского и фармацевтического образования, а их реализация создает риски невыполнения образовательными организациями, реализующими программы медицинского и фармацевтического образования, требований федеральных государственных образовательных стандартов в части практической подготовки будущих врачей, провизоров и средних медицинских работников.

Комитет рекомендовал при подготовке законопроекта ко второму чтению учесть замечания в части сохранения действующих положений, регламентирующих особенности организации практической подготовки лиц, получающих медицинское и фармацевтическое образование.

Проект федерального закона № 718736-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и признании утратившим силу абзаца восьмого пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» (о совершенствовании законодательства об обеспечении отдыха и оздоровления детей) (принят Государственной Думой в I чтении 9 июля 2019 года).

Законопроектом уточняется понятие организации отдыха и оздоровления, а также предлагается установить дополнительные обязанности для организаций, осуществляющих деятельность в данных направлениях. Так, на организации отдыха и оздоровления возлагается обязанность представлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения о своей деятельности для включения в реестры организаций отдыха детей и их оздоровления.

Также проектом федерального закона уточняются отдельные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Концепция законопроекта поддержана.

Проект федерального закона № 718759-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности организаций отдыха детей и их оздоровления за нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей» (принят Государственной Думой в I чтении 9 июля 2019 года).

Законопроект направлен на создание системы мониторинга и контроля за деятельностью организаций отдыха детей и их оздоровления и как итог – повышение качества и безопасности детского отдыха. Помимо уточнения полномочий контролирующих органов законопроектом расширяется круг требований к детским лагерям, оздоровительным базам, в том числе устанавливается обязанность представлять соответствующие сведения о своей деятельности, а также административная ответственность за невыполнение такого требования.

Концепция законопроекта поддержана.

Проект федерального закона № 714648-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения требований к производству и обороту этилового спирта и спиртосодержащих лекарственных средств).

Проектом федерального закона устанавливаются требования к программно-аппаратным средствам организаций, осуществляющих производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) и организаций, осуществляющих оборот фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).

Согласно законопроекту, производители фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) должны обеспечивать передачу информации об объеме ее производства, поставки и (или) использования для собственных нужд, а организации, которые осуществляют оптовую торговлю данной фармацевтической субстанцией, ее перевозку и (или) хранение, должны передавать в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции информацию об объеме закупки, поставок, перевозок и (или) хранения фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).

Также устанавливается требование к лицам, осуществляющим оборот фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), и организациям оптовой торговли спиртосодержащими лекарственными препаратами осуществлять учет и декларирование объема закупки такой продукции, хранения, поставок и (или) перевозки.

Концепция законопроекта поддержана.

Федеральные законы, принятые Государственной Думой, в подготовке которых принимал участие Комитет Государственной Думы по охране здоровья

Федеральный закон от 17 июня 2019 года № 147-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 594955-7). Согласно принятому Закону:

  • расширены возможности для получения социального налогового вычета на лекарства: налоговый вычет разрешено оформлять на все препараты, которые приобретены за счет собственных средств по назначению лечащего врача.
  • освобождаются от налога на доходы физических лиц единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в размере до 1 млн рублей по программе «Земский доктор»;

–    раскрыто понятие «иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством»: вместо общей формулировки указаны доходы, освобождаемые от НДФЛ, а именно доходы, полученные в соответствии с законодательством в связи с рождением ребенка, ежегодная выплата лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», доходы отдельных категорий граждан, полученные в ходе оказания им социальной поддержки, выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Федеральный закон от 18 июля 2019 года № 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (проект № 720845-7).

Согласно принятому Закону, расходы на раздел «Здравоохранение» увеличиваются в 2019 году на 22,5 млрд рублей и в итоге составят 678,1 млрд рублей».

Выделено дополнительно более 2 млрд рублей на обеспечение детей-инвалидов расходными материалами к инсулиновым помпам (в настоящее время количество больных, которым установлены инсулиновые помпы, насчитывает 17 828 человек, из них детей-инвалидов – 12 747).

Предусмотрены дополнительные средства на закупку антиретровирусных лекарственных препаратов для обеспечения лиц, инфицированных ВИЧ, в сумме 3 млрд рублей, на закупку иммунобиологических лекарственных препаратов против полиомиелита и профилактики гриппа в рамках Национального календаря профилактических прививок в сумме 2,3 млрд рублей.

Кроме этого, в федеральную адресную инвестиционную программу дополнительно включен целый ряд объектов здравоохранения федерального и регионального значения: ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии», Орский онкологический диспансер в Оренбургской области, Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан в г. Набережные Челны, акушерский корпус Ковровской многопрофильной городской больницы №1 во Владимирской области и другие.

Также отменено возрастное ограничение (50 лет) при осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельскую местность по программе «Земский доктор».

Федеральный закон (проект № 139439-7) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников» (принят Государственной Думой 16 июля 2019 года).

Согласно принятому Закону Уголовный Кодекс Российской Федерации дополняется новой статьей, устанавливающей уголовную ответственность за воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента.

Федеральный закон (проект № 139437-7) «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения прав граждан на медицинскую помощь» (принят Государственной Думой 16 июля 2019 года).

Согласно принятому Закону Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется новой статьей, устанавливающей административную ответственность за воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи (если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния).

Заседания Комитета

В период весенней сессии 2019 года проведено 22 заседания Комитета.

Кроме плановых и организационных вопросов текущей деятельности, Комитет рассматривал важные вопросы государственной политики в здравоохранении и острые, актуальные проблемы сегодняшней медицины.

В рамках заседаний Комитета были проведены обсуждения таких вопросов сферы охраны здоровья, как:

  • стратегия развития здравоохранения Российской Федерации до 2025 года;
  • отчет Счетной Палаты Российской Федерации за 2018 год;
  • снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий;
  • совершенствование лекарственного обеспечения граждан;
  • сложившаяся эпидемиологическая ситуация с заболеваемостью гриппом и респираторными инфекциями;
  • стратегия персонифицированной терапии в борьбе с онкологическими заболеваниями;
  • совершенствование подготовки медицинских работников;
  • правовое регулирование прав несовершеннолетних;

–    совершенствование организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим сахарным диабетом;

– внедрение национальной системы аккредитации медицинских работников (обсуждение организовано на базе Сеченовского Университета);

– развитие детских санаторно-курортных организаций города Евпатории.

Парламентские слушания, заседания «круглых столов»

В период весенней сессии 2019 года Комитетом проведено 9 публичных мероприятий – 1 парламентские слушания и 8 заседаний «круглых столов» (в том числе на территории Тамбовской области и Волгоградской области):

11 февраля 2019 года: «Большие» Парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение паллиативной помощи в Российской Федерации».

В парламентских слушаниях под председательством Председателя Государственной Думы В.В.Володина приняли участие около 700 человек, в том числе Министр здравоохранения Российской Федерации В.И.Скворцова, Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилин.

Депутаты Государственной Думы вместе с экспертами, представителями институтов гражданского общества и регионов обсудили предложения по поправкам к законопроекту № 592287-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи», а также реализацию будущего закона.

По итогам парламентских слушаний было рекомендовано учесть в обсуждаемом законопроекте следующие положения:

  • конкретизация права пациента на облегчение боли;
  • исключение из определения «паллиативная медицинская помощь» термина «поддержание функций организма»;
  • при оказании паллиативной медицинской помощи предусмотреть предоставление для использования на дому медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека;
  • уточнение термина «иные лица», во взаимодействии с которыми медицинскими работниками оказывается паллиативная медицинская помощь (законные представители пациента, родственники, волонтеры, лица ухаживающие за пациентом, религиозные организации);
  • конкретизация цели взаимодействия медицинских работников, социальных служб и иных организаций – оказание пациентам, получающим паллиативную медицинскую помощь, социальных услуг, предоставление им мер социальной, психологической поддержки и духовной помощи;
  • определение порядка взаимодействия организаций социального обслуживания с медицинскими организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

18 февраля 2019 года: «Круглый стол» на тему: «Медицина и право. Врач и пациент».

Основными вопросами заседания «круглого стола» стали правовые проблемы медицинской деятельности, такие как:

  • правовые основы и культура отношений врача и пациента;
  • дифференциация прав и обязанностей медицинских работников;
  • права, обязанности и ответственность пациентов;
  • судебная практика в отношении медицинских работников;
  • защита прав пациентов и врачей в современных реалиях;
  • правовые аспекты защиты жизни и здоровья медицинских работников.

По итогам заседания участники «Круглого стола» рекомендовали Правительству Российской Федерации:

  • рассмотреть вопрос о закреплении в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации мер, направленных на обеспечение безопасности и юридическую защиту медицинских работников.
  • рассмотреть вопрос о разработке постановления Правительства Российской Федерации, регулирующего вопросы страхования ответственности медицинского работника и ответственности медицинской организации за дефект медицинской помощи, повлекший причинение вреда здоровью пациента.

– рассмотреть вопрос о создании Федерального государственного бюджетного научного учреждения в сфере медицинского права, фармацевтического права, медицинской деонтологии и биоэтики, правоведческого исследования и обеспечения применения новейших цифровых, интеллектуальных, генетических и иных технологий в сфере здравоохранения.

12 марта 2019 года: «Круглый стол» на тему: «Медицинская помощь в образовательных организациях» (мероприятие организовано на базе Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей).

Главной целью заседания стало предварительное обсуждение с экспертами проекта федерального закона № 426529-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в образовательных организациях» перед его рассмотрением в первом чтении.

В ходе работы была обсуждена текущая ситуация в организации медицинской помощи детям в школах и детских садах, вопросы профессиональной подготовки медицинских кадров для школьного здравоохранения, а также предварительные результаты пилотного проекта «Школьная медицина», проводимого в российских регионах.

По итогам заседания была выработана согласованная позиция по тексту обсуждаемого законопроекта.

26 марта 2019 года: «Круглый стол» на тему «Совершенствование законодательного регулирования деятельности патологоанатомической службы. Проблемы и пути решения».

На заседании рассмотрены вопросы формирования эффективных нормативных правовых механизмов обеспечения учебного процесса и научной деятельности биологическим материалом, организации клинико-экспертной работы, использования в учебных и научных целях тела, органов и тканей умерших, а также совершенствования прижизненной и посмертной диагностики.

1 апреля 2019 года: «Круглый стол» на тему «Единый цифровой контур в здравоохранении – проблемы нормативного регулирования, парламентский контроль».

На заседании были обсуждены вопросы внедрения цифровых технологий в сферу здравоохранения в регионах Российской Федерации и дальнейшее развитие единого цифрового контура здравоохранения на базе единой государственной системы в сфере здравоохранения.

Также участники заседания обсудили меры по выполнению задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В.Путиным – до 2021 года наладить   полное   взаимодействие   с   Бюро   медико-социальной   экспертизы, а до 2022 года – с Фондом социального страхования (выдача электронных листков нетрудоспособности).

11 апреля 2019 года: «Круглый стол» на тему: «Отказ от вакцинации — серьезная угроза XXI века. Как избежать эпидемии».

На заседании обсуждены современные вспышки эпидемии кори, краснухи, дифтерии, коклюша, полиомиелита и других опасных инфекционных болезней и способы противостояния этим угрозам.

Участниками были озвучены противоположные мнения врачей, педагогов и родителей о необходимости вакцинации. Учитывая остроту и актуальность обсуждаемого вопроса, Комитет продолжит изучение проблемы организации иммунопрофилактики, в том числе контексте необходимости обеспечения эпидемиологической безопасности, а также безусловного соблюдения прав пациентов.

21 июня 2019 года: «Круглый стол» на тему «Лечение хронического болевого синдрома в Российской Федерации: состояние и перспективы развития. Законодательные аспекты».

На заседании обсуждены вопросы доступности обезболивания, более широкого применения интервенционных методик в лечении болевого синдрома, создания противоболевой службы, клинических рекомендаций и стандартов лечения, включением в систему ОМС оказание противоболевой медицинской помощи. Также были обсуждены вопросы повышения квалификации медицинских работников по данному направлению.

24 мая 2019 года: «Круглый стол» на тему: «Реализация Государственной программы «Здравоохранение». Проблемы федерального и регионального законодательного регулирования» (г. Тамбов).

Участники заседания обсудили вопросы реализации в субъектах Российской Федерации государственной программы «Развитие здравоохранения» и входящих в ее структуру приоритетных проектов, а также определили приоритетные задачи органов государственной власти по нормативному правовому сопровождению государственной программы.

В рамках работы «круглого стола были также обсуждены вопросы, связанные с организацией медицинской помощи – подготовка квалифицированных кадров, снижение младенческой смертности, сохранение здоровья школьников, межведомственное взаимодействие в регионах.

13 июля 2019 года: «Круглый стол» на тему «Организация оказания экстренной медицинской помощи в субъектах Российской Федерации. Проблемы федерального и регионального законодательного регулирования» (г. Волгоград).

Участники заседания обсудили вопросы реализации в субъектах Российской Федерации экстренной медицинской помощи, проблемы обеспечения доступности и качества скорой медицинской помощи, меры по кадровому обеспечению службы, условия дальнейшего повышения уровня оплаты труда работников здравоохранения, а также вопросы правового регулирования санитарной авиации.

Работа подкомитетов, экспертных советов и рабочих групп

В период весенней сессии 2019 года продолжилась работа 5 подкомитетов, 12 экспертных советов и 15 рабочих групп, созданных в структуре Комитета по охране здоровья.

По итогам работы Экспертного совета по редким (орфанным) заболеваниям выпущен и направлен в субъекты Российской Федерации Ежегодный бюллетень, содержащий актуальную информацию о современном состоянии системы оказания помощи пациентам при редких заболеваниях из группы «24 нозологии», конкретные предложения по ее совершенствованию, шаблоны нормативно-правовых актов, рекомендованных к внедрению в регионах, а также о лечебных организациях, которые оказывают помощь пациентам с редкими заболеваниями.

Экспертным советом по вопросам совершенствования медицинского, фармацевтического образования и кадровой политики в здравоохранении была взята на контроль реализация Федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», в том числе в части реализации мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня (квалификации) специалистов в отрасли в рамках внедрения системы непрерывного образования врачей и созданию необходимой нормативной правовой базы.

Экспертным Советом по вопросам обращения лекарственных средств, развитию фармацевтической и медицинской промышленности были проведены заседания рабочей группы по доработке проекта федерального закона № 592388-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» в части государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Проведено выездное расширенное заседание Экспертного совета на тему: «Подготовка к реализации программы маркировки лекарственных препаратов». Совместно с Экспертным Советом по вопросам совершенствования организации здравоохранения подготовлено расширенное Заседание Комитета по охране здоровья по теме: «Борьба с онкологическими заболеваниями. Стратегия персонифицированной терапии».

Экспертным советом по совершенствованию организации медицинской помощи на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры выработаны и направлены   в   профильные   федеральные   органы   исполнительной   власти предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части оказания первой помощи на железнодорожном и воздушном транспорте.

Экспертным советом по вопросам совершенствования законодательства в сфере оказания скорой, скорой специализированной медицинской помощи, а также оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах во взаимодействии с профильной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по специальности «Скорая медицинская помощь» организовано общественное обсуждение актуальных проблем оказания скорой (скорой специализированной) медицинской помощи в Российской Федерации в рамках федерального партийного проекта «Здоровое будущее». В ходе заседания обсуждены законодательные инициативы об уточнении порядка получения информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство в условиях скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также о взаимодействии с полицией по пресечению действий лиц, препятствующих оказанию медицинской помощи гражданам.

Подготовлен к внесению в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», разработанный для устранения правовой неопределенности, возникающей при получении информированного добровольного согласия (ИДС) пациента на медицинское вмешательство в рамках оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации.

Экспертным Советом по демографической политике проведены совещания по регулированию законодательства в сфере снижения потребления алкогольной продукции, а также подготовлено расширенное заседание на площадке Общероссийского народного фронта по обсуждению механизмов снижения смертности населения от чрезмерного употребления алкоголя с предложением законодательных инициатив.

Рабочей группой по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности патологоанатомической службы, а также использования тел, органов и тканей умершего человека в научных и учебных целях разработан проект законодательной инициативы «О внесении изменений в статью 68 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка учета волеизъявлений граждан о возможности использования тела, органов и тканей в учебных и научных целях после смерти, а также предложения по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 года № 750 «Об утверждении правил передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, а также использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в указанных целях».

Рабочей группой по совершенствованию законодательства в сфере оказания гражданам паллиативной медицинской помощи проведена подготовка к рассмотрению Государственной Думой проекта федерального закона № 592287-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи (Федеральный закон от 6 марта 2019 года № 18-ФЗ), в том числе проведено общественное обсуждение на тему: «Развитие паллиативной помощи в Российской Федерации» в рамках партийного проекта «ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ», а также подготовлено заседание Совета по законотворчеству при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по доработке ко второму чтению данного законопроекта. На постоянной основе организован мониторинг оказания паллиативной помощи в Ростовской области в рамках проекта «Развитие паллиативной помощи в Российской Федерации «Регион заботы» по разработке индивидуальных региональных программ развития паллиативной помощи в 25 субъектах Российской Федерации.

В рамках депутатского контроля за ходом реализации Указов и Поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина в сфере здравоохранения Первый заместитель Председателя Комитета Наталья Санина и члены Комитета Юрий Кобзев, Валерий Елыкомов, Анатолий Петров провели совещание по развитию здравоохранения и реализации национального проекта «Здравоохранение» на территории Сахалинской области. Также члены Комитета ознакомились с работой перинатального центра, Сахалинского областного онкологического диспансера, городской клинической больницы имени Анкудинова, встретились со студентами медицинского колледжа.

Приоритетная законопроектная работа Комитета в 2019 году

В 2019 года Комитетом в приоритетном порядке будет проведена работа над следующими законопроектами:

Проект федерального закона № 426529-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в образовательных организациях» (внесен депутатами Государственной Думы Д.А.Морозовым, А.И.Аршиновой и другими).

«Антитабачный пакет»: Показатели распространенности потребления табака все еще остаются высокими. Вызывает опасения темпы популяризации и распространения потребления, особенно среди детей и подростков, новых форм и видов изделий, имитирующих курение (электронные сигареты, кальяны, юйлы, системы нагревания табака), которые позиционируются производителями как альтернатива курения табака, приносящая меньший вред здоровью. В этой связи, необходимо законодательно распространить в отношении таких изделий требования, запреты и ограничения, аналогичные действующему антитабачному законодательству.

«Детский отдых»: В вопросах медицинского обеспечения детского отдыха остается много неурегулированных проблем: не закреплено оказание медицинской помощи в организациях отдыха и оздоровления детей в соответствии с положениями законодательства в сфере охраны здоровья; нет исчерпывающего перечня типов организаций, оказывающих услуги по обеспечению отдыха, оздоровления и охраны здоровья детей; не закреплена обязанность родителей представлять медицинскую справку перед отправлением ребенка в организацию отдыха оздоровления и охраны здоровья детей; отсутствует ограничение на прием детей с медицинскими противопоказаниями; отсутствует обязанность работников организаций отдыха детей и их оздоровления проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя; не закреплена обязанность организаций отдыха детей и их оздоровления обеспечивать оказание медицинской помощи и первой помощи детям.

Комитетом Государственной Думы по охране здоровья разработана законодательная инициатива о совершенствовании медицинского обеспечения детского отдыха и туризма, концепция которой проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Проект федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации». Внесение законопроекта ожидается в период осенней сессии 2019  года.

«Бюджетный пакет»: проекты федеральных законов «Об исполнении федерального бюджета за 2018 год», «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год», «О федеральном бюджете на

2020  год и на плановый период 2021 и 2022 годов», «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

 

Источник: http://komitet2-2.km.duma.gov.ru/Otchet-o-rabote-Komiteta/item/19521086/

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.