Кадры надо вырастить

В Новосибирской районной больнице № 1, расположенной в наукограде Кольцово, давно поняли, что кадры надо готовить самим. Сегодня по направлению больницы на разных курсах НГМУ обучается 13 человек. Все они вернуться на работу в Кольцово. При этом работа по профориентации будущих врачей здесь начинается со школы.

Рассказывает главный врач НРБ № 1 Владимир Сергеевич Беспалов:

— Идеология профориентационной работы в Кольцово родилась еще в 90-е гг. Учитывая профиль наукограда, было предложено ориентировать школьников на биотехнологию. Уже тогда это давало отдачу. Многие выпускники поступали либо в медицинский вуз, либо в НГУ на биологию и химию. Затем на базе одной их наших школ в 2011 году был создан единственный в области биотехнологический лицей. Идею эту продвигал глава администрации поселка Николай Григорьевич Красников, заместитель директора по научной работе ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор», член-корреспондент РАН Сергей Викторович Нетесов.

Мы тоже активно с лицеем начали сотрудничать. Поначалу это были экскурсии, которые мы проводили для школьников. Потом нам показалось этого мало. Появился совместный проект, предусматривающий практическую деятельность учащихся специализированного биотехнологического класса по такому предмету, как анатомия и физиология человека на базе нашей больницы. Сотрудники больницы проводят с ними занятия, которые включают в себя практическую часть. К примеру, одно из первых занятий было посвящено гистологии. Занятия проводились в патоморфологической лаборатории. Там врач-гистолог рассказал ребятам, для чего проводятся гистологические исследования, как готовятся препараты. Затем под микроскопом ребята увидели, как выглядят здоровые клетки, злокачественные опухоли. Были они уже в реабилитационном отделении, где познакомились с работой самых современных, а порой и уникальных реабилитационных тренажеров. Некоторые даже испробовали на себе. И так каждое занятие – все теоретические знания подкрепляются какими-то практическими вещами. За год школьники побывают в каждом отделении. В качестве поощрения мы пообещали им присутствие на операции. Конечно, это, с одной стороны, рождает интерес к медицине, а с другой стороны, позволяет увидеть работу больницы изнутри. Если потом человек выбирает для себя медицину в качестве профессии, то это очень осознанный выбор.

В этом году у меня была встреча со студентами НГМУ. И я был приятно удивлен, когда проектор по учебной работе сказал мне, что наши «целевики» на голову выше остальных студентов. Я еще больше убедился, что профориентация очень важна. Думаю, что нужна долговременная стратегия подготовки будущих студентов медвузов, когда школьники три-четыре года перед поступлением в вуз проходят определенную подготовку в лечебном учреждении. Наверное, тогда у нас выпускники медицинских вузов будут оставаться в практическом здравоохранении. Мы, как работодатели, конечно, заинтересованы получить хорошие кадры. Только их надо вначале вырастить. Мы работаем на перспективу. Сегодняшние школьники, которые приходят к нам на занятия, станут врачами лет через 9-10. И, надеюсь, придут на работу в нашу больницу.

Рассказывает директор Биотехнологического лицея № 21 Людмила Васильевна Суслопарова:

— Наш лицей находится на территории наукограда Кольцово, ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор» является градообразующим предприятием. Вполне естественно, что мы выбрали такое направление, как биология и химия, биотехнология. В этом ряду медицина стоит на одном из первых мест. Поэтому, когда мы стали защищать свое название как биотехнологический лицей, то обратились в нашу больницу с предложением о сотрудничестве. Сотрудничать можно по-разному. Мы решили это сотрудничество сделать глобальным – включить его в наш учебный процесс, в курс по основам физиологии анатомии человека для специализированного биотехнологического класса. Составили учебный план, который напрямую соотносится с учебной программой по этому предмету. Он предусматривает максимум практической работы для ребят. В школьной программе ее не так уж много. Многие вещи в школе дети осваивают теоретически. В больнице же они получают практические навыки. Наша больница имеет прекрасное оснащение. Им рассказывают для чего необходимо то или иное оборудование, как идет процесс лечения. И дети как бы сами участвуют в этом процессе, когда сидят за оборудованием, сами берут анализы, заходят в реанимацию, узнают, какие приборы, как работают, зачем они нужны и т.д. Занятия с ними проводят врачи-специалисты. Для биотехнологического класса – это обязательные занятия, которые проходят два раза в неделю. Ребятишки с удовольствием ходят в больницу. В школе мы такое им не покажем и не расскажем.

После такого ориентированного курса, как анатомия и физиология, который дети проходят в больнице, они потом могут принимать участие в интеллектуальных играх, проводимых НГМУ. В прошлом году мы представили туда учеников 9 класса. Они оказались самыми маленькими среди всех участников. Тем не менее, наши дети заняли третье место. В декабре в НГМУ проходят соревнования санитарных дружин. Наша команда тоже всегда принимает в них участие. Помогают нам подготовиться к этим соревнованиям волонтеры из числа студентов НГМУ. Я надеюсь, что в этом году мы получим хороший результат.

В старших классах дети приходят в больницу уже в качестве волонтеров. Для них это возможность попробовать, смогут ли они вообще с людьми работать. Есть задумка, договорится, чтобы после 10 класса они проходили производственную практику в больнице, поработали бы в качестве санитаров.

Конечно, все дети медиками не станут. Но те, кто в последствие выбирает медицину, делают это осознанно. В 2015 году из 22 выпускников специализированного биотехнологического класса 8 человек поступили в медицинский вуз. А всего более 50 процентов выпускников выбирают для себя такое направление как биология и химия.

Рассказывает классный руководитель 8 специализированного биотехнологического класса, учитель биологии Елена Васильевна Варжавина:

— Ребята ходят на занятия в больницу с удовольствием. Они получают массу впечатлений. К примеру, очень нас впечатлили тренажеры в отделении реабилитации для больных, перенесших инсульт. Новый опыт появился у детей и после занятий в отделении, где лечатся ребятишки с ДЦП. Такое общение учит человеколюбию, милосердию, состраданию. Даже если потом мои ученики не выберут медицину, эти качества им в жизни пригодятся в любом случае.

Как учитель биологии я могу сказать, что эти занятия мне очень помогают в учебном процессе. Получается, что те знания, которые дети получают в рамках школьной программы курса анатомии и физиологии человека ложатся на подготовленную почву. К примеру, изучали мы опорно-двигательную систему человека. А до этого ребята побывали в хирургическом отделении, где им рассказали о статических и динамических нагрузках, нарушениях осанки, травмах конечностей, прошла лабораторная работа по выявлению нарушений осанки, плоскостопия. На эту базу школьная программа уже легла не как новый материал, а как закрепление.

Рассказывают ученики 8 специализированного биотехнологического класса МБОУ биотехнологического лицея № 21:

— Мне нравится ходить на занятия в больницу, потому что я собираюсь стать хирургом. Возможно, нейрохирургом. В больнице узнаешь много нового и порой неожиданного. Так у нас были занятия в морге. И мы узнали, что там не только с трупами работают, а проводят много гистологических, биохимических исследований. Узнали, что морг – это мощная диагностическая служба, которая работаюе на диагностику и лечение пациентов.

(Катя Жегова)

— Мне эти занятия дают очень многое. Я увидел работу больницы как бы изнутри. Очень многое понравилось. Запомнилось, как мы ходили в отделение, где восстанавливаются после инсульта. Мы там видели интересные тренажеры, сами их опробовали. Я еще не знаю, свяжу ли свою жизнь с медициной, но все, чему я здесь научусь, в жизни пригодится. (Арсений Староватов)

— На этих занятиях я узнаю много интересного. Так я увидела, как организована работа больницы. У меня тетя – детский врач. И я тоже хочу связать свою жизнь с медициной. Меня привлекают инфекционные заболевания, их изучение. Думаю, что учеба в биотехнологическом классе поможет мне лучше подготовиться к поступлению в медицинский университет.

(Радмила Хабибулина)

Марина Есикова

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *