Правила реагирования медицинских работников при неправомерных действиях пациентов и иных граждан в медицинских организациях.

Медицинские работники, также как и их пациенты, являются гражданами РФ. На них распространяются действия Конституции РФ (документа, обладающего наибольшей юридической силой), в которой говорится, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Под этим стоит понимать, прежде всего, нематериальные блага (ст. 150 ГК РФ), к которым и относятся честь, достоинство, доброе имя, деловая репутация медработника и деловая репутация медицинской организации как юридического лица.

В случае оскорблений, агрессивного поведения со стороны пациентов, их родственников рекомендуем использовать следующий алгоритм действий:
1. Пригласить в свой кабинет как можно большее число свидетелей – представителей охраны, коллег, вспомогательный персонал, других пациентов. Необходимо учитывать, что свидетелем может быть любой, но мнение не каждого свидетеля будет принято судом во внимание. Очень часто судьи говорят, что некоторые свидетели могут быть заинтересованными лицами. Поэтому очень важно, чтобы среди свидетелей были и другие пациенты.
2. Сделать диктофонную запись происходящего. Когда в отношении врача совершается правонарушение (например, оскорбление), использовать диктофон вполне легитимно. Но пользоваться им надо грамотно. Следует достать диктофон и, включая, сказать: «Я, доктор такой-то, веду запись разговора с пациентом с целью защиты своих прав и сбора доказательств». Далее возможны различные варианты развития событий, но в любом случае такая запись возымеет действие в суде, а также будет являться вещественным доказательством. Судьи, как правило, удовлетворяют ходатайство о приобщении таких записей к делу.
3. Вызвать правоохранительные органы. Даже в судебных заседаниях первый вопрос, который задает судья: «А вы в полицию обращались?». Если ответ отрицательный, судья сразу же теряет интерес к происходящему.
4. После того, как все случилось, необходимо внести запись в медицинскую документацию (прямой источник доказательств в суде) и письменно проинформировать об инциденте своего руководителя.
Примечание: По результатам проверки заявления медработника, комиссия, созданная руководителем медицинской организации (ВК — врачебная комиссия), составляет акт результатов административной проверки, где излагаются все обстоятельства и факты, а также выносится решение по случившейся ситуации.
В случае установления факта оскорбления, нанесенного медицинскому работнику лично, при исполнении им своих профессиональных обязанностей, он имеет право обратиться в правоохранительные органы и подать соответствующее заявление о возбуждении административного дела по ст. 5.61 КоАП РФ. В случаях установления фактов нанесения телесных повреждений, либо угрозы причинения вреда здоровью и жизни медицинских работников (Статья 111 УК РФ Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, Статья 112 Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, Статья 115 Умышленное причинение легкого вреда здоровью, Статья 116 Побои, Статья 119 Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), необходимо уведомить руководителя учреждения и обратиться в Управление МВД РФ по г. Новосибирску с письменным заявлением, а лучше, в районный отдел полиции, которые обязаны выехать по Вашему вызову на место происшествия, с последующим составлением протокола и передачи дела в суд, в зависимости от обстоятельств.
Л.В. Канунникова, Председатель правовой комиссии НОАВ, Заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, главный врач ГБУЗ НСО «Новосибирского областного госпиталя №2 ветеранов войн», зав. кафедрой медицинского права НГМУ

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *