ПЕРЕХОД НА СИСТЕМУ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

«Качество медицинской помощи напрямую зависит от квалификации медицинских работников»

В.И. Скворцова, министр здравоохранения Российской Федерации

Непрерывное профессиональное развитие, или повышение квалификации, является непременным условием успешной врачебной деятельности. Основная цель последипломного образования – сохранение на должном уровне, актуализация, углубление и расширение знаний и отработка практических навыков. Медицинское последипломное образование характеризуется особыми отношениями участников образовательного процесса, здесь важна высокая степень ответственности, сильная мотивация к совершенствованию своих знаний и умений. Данная образовательная система направлена на улучшение теоретических и практических навыков выпускников высших медицинских образовательных учреждений, повышение степени их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, углубление знаний по избранной специальности, обмен опытом между коллегами соответствующей специальности.

Изменение системы допуска к профессиональной деятельности

До 1 января 2016 года в РФ допуском к профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников являлась процедура сертификации специалиста:

  • после окончания вуза выпускник должен был пройти обучение в интернатуре или ординатуре с последующей сертификацией и допуском к профессиональной деятельности на 5 лет;
  • в течение пятилетнего периода он должен был пройти обучение на цикле повышения квалификации с последующей сертификацией и опять мог быть допущен к профессиональной деятельности на пятилетний срок;
  • для получения новой квалификации специалист мог пройти профессиональную переподготовку с последующей сертификацией и допуском к новому виду профессиональной деятельности также на 5 лет.

С 1 января 2016 года в РФ внедряется новая процедура допуска к профессиональной деятельности – аккредитация специалиста.

Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно (Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с изменениями, внесенными ФЗ от 29.12.2015 № 389-ФЗ, приказ Минздрава России от 25.02.2016 №127н):

I этап – с 1 января 2016 года: выпускники вузов, освоившие после 1 января 2016 года программы высшего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) по специальностям «Стоматология» и «Фармация» (уровень специалитета);

II этап – с 1 января 2017 года: выпускники вузов, освоившие после 1 января 2017 года другие программы высшего медицинского образования в соответствии с ФГОС (уровень специалитета);

III этап – с 1 января 2018 года:

  • лица, освоившие после 1 января 2018 года программывысшего медицинского и фармацевтического образования в соответствии с ФГОС (уровень ординатуры);
  • лица, освоившие после 1 января 2018 года программы высшего медицинского и фармацевтического образования в соответствии с ФГОС (уровень бакалавриата, уровень магистратуры);
  • лица, освоившие после 1 января 2018 года программы среднего медицинского и фармацевтического образования в соответствии с ФГОС;
  • лица, освоившие после 1 января 2018 года программы профессиональной переподготовки;
  • лица, освоившие после 1 января 2018 года иные программы высшего образования в соответствии с ФГОС;
  • лица, получившие после 1 января 2018 года медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах;

IV этап – с 1 января 2021 года: иные лица, не прошедшие процедуру аккредитации специалистов на этапах I–III.

В период времени с 1 января 2016 по 1 января 2021 года допуск к профессиональной деятельности осуществляется как через аккредитацию, так и через сертификацию специалиста, в зависимости от срока прохождения «последней» сертификации или аккредитации специалиста.

Специалисты, прошедшие «последнюю» сертификацию до 1 января 2016 года, после истечения срока полученного сертификата еще однократно будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру сертификации специалиста. При этом сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока.

Специалисты, прошедшие «последнюю» сертификацию или аккредитацию специалиста после 1 января 2016 года, будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации специалиста:

  • после освоения программы специалитета выпускник должен пройти первичную аккредитацию специалиста и получить допуск к профессиональной деятельности на 5 лет;
  • с этого же времени он входит в систему непрерывного медицинского (НМО) и фармацевтического образования (далее – непрерывное образование) в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности (далее – индивидуальный пятилетний цикл), по окончанию которого может быть допущен до повторной аккредитации. При успешном прохождении повторной аккредитации специалист допускается к профессиональной деятельности еще на 5 лет;
  • для получения новой квалификации специалист может пройти ординатуру или профессиональную переподготовку с последующей первичной специализированной аккредитацией специалиста и допуском к новому виду профессиональной деятельности также на 5 лет.

Повышение квалификации специалистов, прошедших «последнюю» сертификацию или аккредитацию после 1 января 2016 года, будет проходить в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности (далее – индивидуальный пятилетний цикл).

Такое обучение должно включать:

  • формирование индивидуального плана обучения по соответствующей специальности (далее – индивидуальный план):
  • последующее его дискретное освоение в течение 5 лет, по окончанию которого специалист допускается к процедуре повторной аккредитации.

Информационная поддержка

Информационная поддержка формирования и освоения индивидуального плана будет осуществляться с помощью Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования edu.rosminzdrav.ru (далее – Портал НМО) из Личного кабинета специалиста со страницы «Пятилетние циклы обучения». Для этого специалисту следует выбрать специальность и начать формировать индивидуальный план. Компонентами индивидуального плана являются различные виды образовательной активности, информация о которых размещена на настоящем Портале:

  • дополнительные профессиональные программы повышения квалификации непрерывного образования (далее – программы непрерывного образования), трудоемкостью 18 или 36 академических часов, реализуемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
  • образовательные мероприятия, к которым относятся очные образовательные мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары)) и заочные образовательные мероприятия (дистанционные интерактивные образовательные модули и электронные образовательные курсы, разработанные по клиническим рекомендациям), реализуемые различными организациями, в том числе профессиональными некоммерческими организациями.

Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц (ЗЕТ): 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. Общая трудоемкость индивидуального плана обучения по специальности составляет не менее 250 академических часов/ЗЕТ с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов/ЗЕТ, набранных за счет программ непрерывного образования и образовательных мероприятий. При этом ежегодно в зачет пойдет не более 14 академических часов/ЗЕТ за счет освоения образовательных мероприятий.

Освоение компонента индивидуального плана подтверждается соответствующим документом. Учет освоения компонентов индивидуального плана ведется с помощью Портала НМО. После успешного выполнения индивидуального плана специалист может быть допущен к прохождению процедуры повторной аккредитации специалиста. Решение о допуске к аккредитации специалиста принимается аккредитационной комиссией.

Перечень и краткое описание всех программ непрерывного образования и всех образовательных мероприятий по соответствующей специальности доступны после выбора специальности для формирования индивидуального плана. Порядок выбора программ повышения квалификации медицинским работником представлен на рисунке 1. Порядок оформления на циклы по программам непрерывного образованияпредставлен на рисунке 2.

Подтверждение вступления в индивидуальный пятилетний цикл будет проводиться организацией, осуществляющую образовательную деятельность, в которой медицинский работник пройдет первое включенное в индивидуальный план обучение по программе непрерывного образования.

Обучение по программам непрерывного образования и освоение образовательных мероприятий может осуществляться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе, в том числе с применением образовательного сертификата.

ВНИМАНИЕ! ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ!

Если Вы прошли «последнюю» сертификацию или аккредитацию специалиста после 1 января 2016 года, Вам необходимо вступить в систему непрерывного образования через Портал НМО (вход – со страницы «Пятилетние циклы обучения»).

Если Вы прошли «последнюю» сертификацию специалиста до 1 января 2016 года, Вы можете:

Вариант 1. Продолжать работать по специальности в соответствии с полученным сертификатом до истечения указанного в нем срока; до окончания этого срока пройти обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации («традиционное» повышение квалификации), сдать сертификационный экзамен и получить допуск к профессиональной деятельности по этой специальности еще на 5 лет; после получения сертификата специалиста вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал.

Вариант 2. Продолжать работать по специальности в соответствии с полученным сертификатом до истечения указанного в нем срока; до окончания этого срока пройти обучение в рамках модели отработки основных принципов НМО (вход – со страницы «Обучение вне пятилетних циклов»), сдать сертификационный экзамен и получить допуск к профессиональной деятельности по этой специальности еще на 5 лет; после получения сертификата специалиста вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал.

Рис. 1. Порядок выбора программ повышения квалификации медицинским работником
Рис. 2. Порядок оформления на циклы по программам непрерывного образования

Источники финансирования обучения по программам повышения квалификации

Обучение специалистов по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе, в том числе с применением образовательного сертификата за счет средств нормативного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (рис. 3) (Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 №332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования»).

Виртуальный образовательный сертификат является электронным документом, предоставляющим его обладателю право на подготовку по дополнительным профессиональным программами повышения квалификации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

С применением образовательного сертификата могут быть реализованы дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, разработанные по наиболее актуальным вопросам специальности, включающие симуляционное обучение и/или реализуемые частично или полностью в форме стажировки, в том числе программы непрерывного образования, а также программы, реализуемые в рамках модели отработки принципов НМО.

Нормативно-правовая база, регламентирующая финансирование за счет средств территориальных ФОМС:

  • Федеральный закон от 30.12.2015 N 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 21.04.2016 N 332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования»;
  • Приказ Минздрава России от 04.08.2016 года N 575 н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования».
Рис. 3. Источники финансирования дополнительного профессионального образования

С учетом вышеперечисленных изменений в системе допуска к врачебной деятельности и внедрения системы НМО возникла необходимость в модернизации и совершенствовании учебного процесса: модернизация иформационно-образовательного пространства вуза, увеличение документооборота, дополнительная нагрузка на работников деканата факультета повышения квалификации и профессиональной подготовки врачей в связи с дополнительными функциональными обязанностями в части работы в личном кабинете образовательной организации на портале НМО.

Обязанности образовательной организации в части организационной работы внедрения системы НМО для НГМУ:

  • внесение сведений о программах непрерывного образования трудоемкостью 18 или 36 академических часов в рамках пятилетних циклов обучения с целью дальнейшего их размещения на Портале НМО;
  • внесение сведений о дополнительных профессиональных программах повышения квалификации в рамках традиционного образования;
  • направление на экспертизу рецензенту сведения о дополнительных профессиональных программах повышения квалификации;
  • мониторирование этапов и результатов экспертизы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации;
  • введение информации о запланированных циклах повышения квалификации (даты цикла, контактная информация, основа обучения) по прошедшим экспертизу программам;
  • мониторирование количества заявок, сформированных через Портал, в том числе за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, на запланированные циклы.
  • внесение информации о зачислении и результатах обучения зачисленных слушателей соответственно сформированным на Портале заявкам;
  • подтверждение или отказ в подтверждении вступления в пятилетний цикл обучения по специальности (функция доступна организациям, осуществляющим данную функцию).

Поскольку на портале НГМУ на протяжении 3-х лет внедрена и активно используется собственная система регистрации и учета слушателей циклов повышения квалификации, то вышеперечисленный объем работ ложится дополнительной нагрузкой на сотрудников деканата. Так, например, программ повышения квалификации традиционной формы обучения на портале НГМУ около 300 и по всем ведется документооборот, а программ непрерывного обучения на портале НМО, заявленных НГМУ, в настоящее время – 307 (на 14.12.2016), утверждено экспертами Минздрава – 255 программ. Таким образом, суммарно на переходный период с 2016 по 2020 год работать придется по 500–600 программам повышения квалификации, что, конечно же, не может не сказаться на качестве и скорости обработки запросов врачей и представителей медицинских организаций. Улучшить и ускорить процесс обработки информации по циклам и слушателям можно при условии синхронизации данных портала НМО и системы электронной регистрации и документооборота в вузе, обучение, увеличение штата (на время переходного периода), дополнительное финансирование сотрудников подразделений, ответственных за сопровождение циклов повышения квалификации.

Модернизация информационно-образовательного пространства вуза в части учебно-методического сопровождения должна учитывать специфику программ непрерывного образования трудоемкостью 18 или 36 академических часов, предусматривающих наличие симуляционного обучения, стажировки, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Соответственно, вузом должно быть гарантировано обеспечение симуляционной и дистанционной составляющих программ обучения, заявленных на портале НМО. Но на сегодняшний момент не предусмотрены требования об обязательном включении в образовательные программы блоков симмуляционного освоения практических навыков, и общего требования к объему освоения практических навыков в структуре образовательной программы. В то же время наличие либо отсутствие данных блоков, их качественный состав значительно влияют на стоимость образовательных услуг и, соответственно, на выбор работодателя и работника.

Действия образовательной организации ограничиваются и осложняются непроработанностью нормативной базы в части порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях, отсутствия правил распределения мест для зачисления на программы повышения квалификации за счет средств федерального бюджета.

Маринкин Игорь Олегович
Кондюрина Елена Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Новосибирск, Российская Федерация

При подготовке статьи использовалась информация, размещенная на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. Режим доступа: https://edu.rosminzdrav.ru (дата обращения 14.12.2016).

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *