Ольга Васильевна Кравченко. Надо работать конструктивно.

О том, что здравоохранение области, как впрочем, и здравоохранение всей страны, ждут серьезные перемены, говорят с середины прошлого года. Всем понятно, что без модернизации системы, предусматривающей серьезное финансирование, повысить доступность и качество медицинской помощи сложно. О том, какие приоритеты определены при модернизации здравоохранения Новосибирской области, каковы перспективы сотрудничества областного Минздрава и Новосибирской областной ассоциации врачей, рассказала министр здравоохранения Новосибирской области Ольга Васильевна Кравченко. Однако начался наш разговор с поздравлений, которые Ольга Васильевна адресовала коллегам:

– Поскольку мы беседуем в День защитника Отечества, мужской праздник, и накануне Международного женского дня, то я хотела бы поздравить все медицинское сообщество с этими двумя праздниками. С Днем защитника Отечества, в первую очередь, мужчин. Все-таки мужчины, смеем надеяться, наши защитники. Желаю им здоровья и счастья. Хотелось бы, чтобы они не забывали, что мы рассчитываем на их плечо. И поздравить всех женщин с Международным женским днем. Жизнь для женщин в России никогда не была легкой, она нелегкая и сейчас. Но, наверное, такие качества русской женщины, как терпение, самоотверженность, милосердие, всегда позволяли и позволяют не просто выжить, а еще и двигаться вперед в любое время. Поэтому искренне сердечно поздравляю всех с праздником и желаю крепкого здоровья, счастья, крепких семей, хороших детей, здоровых и умных. А самому здравоохранению – движения вперед.

– Каковы приоритетные направления программы модернизации здравоохранения в нашей области?

– Модернизация нацелена на то, чтобы в каждом регионе, в том числе и в Новосибирской области, улучшались демографические показатели. Из-за низкой рождаемости в 90-е гг. проблема демографии в ближайшее время будет очень серьезно зависеть от медицинской составляющей, от того, насколько люди будут реже гибнуть, чаще рождаться, оставаться при этом живыми и здоровыми. Исходя из этой приоритетной задачи, и формировалась программа модернизации здравоохранения. Она включает в себя несколько блоков. Так организационный блок для нас он выглядит, как перепрофилирование объемов медицинской помощи, ориентация на развитие профилактического направления, развитие первичного звена здравоохранения. Предстоит серьезная разработка медико-экономических стандартов и вообще работа по стандартизации.

Запланировано создание нескольких межрайонных центров. Так в Куйбышеве предполагается создание сосудистого центра, онкологического отделения, наркологического межрайонного отделения. Такие же сосудистые отделения для лечения пациентов с мозговыми инсультами и инфарктами миокарда должны появиться в Черепанове и Карасуке. Травматологические центры будут развернуты в Татарске, Карасуке, Куйбышеве, Тогучине и Черепанове. Это те районы, через которые проходят федеральные трассы и где есть проблемы с оказанием помощи пострадавшим в ДТП. Такое приближение специализированной помощи населению позволит решать задачи доступности и улучшения качества медицинской помощи.

Еще одно направление – программа информатизации, которая позволит выполнить, как минимум, три вещи. Это наличие и работа с электронной картой каждого пациента, это работа с единообразным документооборотом и это телемедицинские технологии. К примеру, мы планируем создать в Новосибирский единый КТ, МРТ, УЗИ центр. Там будет группа специалистов, которая смогла бы к концу 2012 года централизованно давать заключения по всем исследованиям, которые будут производиться на периферии. Думаю, что качество диагностики от этого только выиграет.

Еще одно важное направление – улучшение материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений. А это капитальные ремонты, оснащение современным оборудованием. Там, где с потолка сыпется штукатурка, доверие пациента и отношение пациента к врачам не может быть таким, на которое мы рассчитываем. Поэтому улучшение условий пребывания пациентов очень важно.

Приоритеты мы выбрали, исходя из проблем, которые есть на территории. Это охрана материнства и детства, сюда будет вложено не менее 25% всех средств. Это развитие первичной медико-санитарной помощи, это онкология, это туберкулез, который на нашей территории является проблемой, наркология и психиатрия. Пожалуй, это основные направления, которые нам необходимо подтянуть, чтобы серьезно продвинуться вперед в решении демографических задач, повышении доступности и качества медицинской помощи.

– Планы серьезные. А как они будут подкреплены финансово?

– Я бы не хотела пока называть много цифр, поскольку еще предстоит утверждение стоимости нашей программы в Правительстве РФ. Пока из федерального фонда на два года на исполнение трех пунктов программы – материально-технического оснащения, информатизации и исполнения стандартов – планируется 6 млрд. 930 млн. рублей. Довольно существенно и софинансирование территории. В общем, мы рассчитываем более чем на 13 млрд. рублей. В наших общих интересах сделать так, чтобы эти деньги пошли на решение запланированных задач, чтобы мы к концу 2012 года увидели результат.

– Положение дел в здравоохранении во многом определяет программа госгарантий. Не секрет, что она дефицитна, не очень конкретна. Почему, на Ваш взгляд, это происходит?

–Наверное, мало критиковать, надо знать положение вещей. И хорошо бы знать не общую цифру, а знать цену каждой медицинской услуги. Мы этого пока не знаем. А значит, не можем сказать, сколько же реально должна стоит программа госгарантий. На территориях, где это просчитали, на эту работу уходило около двух лет. Мы сейчас привлекли экономистов из ЛПУ, чтобы просчитать стоимость конкретных медицинских услуг. Только когда эта работа будет сделана, мы сможет просчитать стоимость программы. Сегодня мы можем разговаривать только о рекомендуемой Федеральным Фондом ОМС цифре. Я могу сказать, что дефицитны все территории. В прошлом году дефицит по территориям был от 20 до 50%. Что касается нашей области, то дефицит в этом году снижен. Было 36-34%, сегодня это 30% в средствах ОМС и 26% в целом, если взять и бюджет. Поэтому дефицит этого года меньше, чем в предыдущие годы. Министром РФ Татьяной Алексеевной Голиковой выдвинуто требование, чтобы программа этого года не была меньше прошлогодней. У нас она, по сравнению с 2010 годом, дороже. То есть эти условия выполнены. Нам нужны очень четкие просчеты, и только после этого мы можем решать вопрос либо по пополнению денежными средствами программы госгарантий, либо по принятию каких-то других мер.

И еще один момент. Программа госгарантий и должна быть программой госгарантий. Это то, что обеспечивается людям бесплатно. И это не подлежит никаким обсуждениям. Другой вопрос, бесплатная помощь с применением чего? Можно прооперировать паховую грыжу с применением современной сетки, а можно без нее. Можно поставить пломбу цементом, а можно современными пломбировочными материалами. На эти вопросы нам надо ответить в короткое время. Четкое понимания этих вещей есть не по каждой нозологии. Нам всем вместе нужно понимать, на что у нас есть деньги? Я за то, чтобы эти вопросы решались грамотно. Но я против того, чтобы они именно сейчас стояли так остро. Министерству здравоохранения нужно дать время, чтобы наконец-то эти вещи решить. Если это делалось по умолчанию, это можно сделать и сейчас. Просто попросить сколько-то средств, которые на время закроют проблему, но не решат ее. А на следующий год она возникнет вновь. За несколько лет нам надо любыми путями закрыть дефицит, если он есть. Поэтому предлагаю дать время, чтобы эту проблему спокойно решить.

– Какова, на Ваш взгляд, роль врачебного самоуправления в развитии и работе отрасли? В каких направления Вы видите возможности сотрудничества с Ассоциацией врачей?

– Я много лет явлюсь членом Ассоциации. И это то, чем мы можем гордиться – нам, всем врачам, хватало разумности быть вместе. В целом к идее самоуправления я отношусь позитивно. Считаю, что надо серьезно изучить опыт и понимать, где пути взаимодействия министерства здравоохранения как проводника Правительства области и Ассоциации как проводника медицинского сообщества могут быть наиболее эффективны. Я готова рассматривать любые предложения. Но мое убеждение, что такого рода вопросы должны решаться без фанатизма, не с заменой одной структуры другой, а с интеграцией усилий. Безусловно, мы должны все делать для наших пациентов. У нас есть огромная армия замечательных докторов, умнейших специалистов. И надо создать все условия, чтобы они могли работать максимально эффективно.

Я думаю, что Ассоциация могла бы активно проявить себя в вопросах сертификации, аттестации специалистов, в выработке и совершенствовании стандартов, совместной разработке программ, и целевых в частности, которые бы помогали министерству здравоохранения. Думаю, что назову мало пунктов, в которых я не готова сотрудничать с Ассоциацией. Другой разговор, что нам позволит законодательство, чтобы потом нас не обвинили в каких-то неправильных шагах. Мне очень интересен опыт зарубежный. Хотелось бы посмотреть состоявшиеся взаимодействия и выработать свое отношение к конкретным вещам. Мне кажется, что любые здравые силы надо привлекать к тому, чтобы в нашей отрасли было все лучше и лучше, чтобы наши жители могли гордиться нашей медициной.

И еще хочу сказать, что считаю очень принципиальным разговаривать честно. Абсолютно поддерживаю позицию Василия Алексеевича Юрченко, который работает платформе нескрывания от людей тех проблем, которые есть. Мне хотелось бы обратиться к нашему медицинскому сообществу: надо не только критиковать, а много работать конструктивно.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.