В Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные законодательному обеспечению стандартов и качества медицинской помощи

Скачать стенограмму парламентских слушаний >>

Парламентские слушания, посвященные законодательному обеспечению стандартов и контроля качества оказания медицинской помощи, прошли в Госдуме 6 декабря. В ходе дискуссии депутаты Государственной Думы, Минздрава России, Росздравнадзора, РАМН, страховых компаний, общественных организаций и ассоциаций, врачи и ученые обсудили насколько необходимо и готова ли Россия к внедрению стандартов медицинской помощи с 1 января 2013 г. Мнения участников полярно разделились на две противоположные точки зрения.

Открыл слушания и поприветствовал гостей Председатель Комитета по охране здоровья С.В.Калашников: «То, что мы сегодня собираемся обсуждать, без преувеличения является краеугольным камнем той реформы, которая была определена законом «Об основах охраны здоровья граждан» в 2011 г. То есть принятие стандартов, их обеспечение, реализация и являются тем камнем, без которого вся эта конструкция просто напросто рухнет».

Калашников отметил, что перед участниками слушаний стоит задача ответить на следующие вопросы: что еще можно и нужно сделать перед введением стандартов. Что изменить в системе организационного и финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации с 1 января 2013 г. для того, чтобы эта система заработала. «Самое главное, мы должны сказать, каким образом на сегодняшний день мы должны развивать здравоохранение, основанное на определенной системе, заданной в законе «Об основах охраны здоровья граждан». Государственная дума имеет единственный инструмент воздействия – это законодательство. Поэтому, главное для нас, что нужно изменить в нормативной базе на уровне законов, что будет способствовать развитию нашего здравоохранения?» – сказал глава Комитета.

Статс-секретарь, заместитель министра здравоохранения С.Ф.Вельмяйкин заметил в своем выступлении, что по итогам работы комиссий Министерство здравоохранения выпустило 60 порядков медицинской помощи. Часть из них уже работает, либо проходит процесс регистрации Минюстом. По мнению Вельмяйкина, стандарт – это медико-экономический документ, основной целью которого является планирование и организация оказания медицинской помощи применительно к медицинской организации в системе ОМС. Он выделил несколько позитивных эффектов от внедрения стандартов: первое, расширение линейки применяемых лекарственных препаратов и, второе, достаточно существенное повышение уровня заработанной платы медицинских работников, которые участвуют во внедрении стандартов. По состоянию на текущую дату в Минюсте находится на регистрации 158 стандартов медицинской помощи. «В течение двух дней мы отправим туда еще 55 готовых. Еще 456 находятся в высокой степени готовности. Таким образом, до конца декабря мы планируем, что Минздравом будет выпущено порядка 1200 стандартов. Их регистрация будет осуществлена с декабря 2012 по февраль будущего года. Стандарт – это не документ, по которому врач должен лечить! Надо с чего-то начинать, потому что ровно через год мы соберемся в этом же зале и выясним, что у нас опять что-то не готово. Мы готовы к 1 января 2013 г.!» – добавил он. Разработка критериев качества оказания медицинской помощи будет проводиться на протяжении 2013-2014 гг. И только в 2015 году следует ожидать принятия законов по оценке качества.

Е.А.Тельнова, руководитель Росздравнадзора, подчеркнула, что в соответствии с региональными программами модернизации внедрение стандартов медицинской помощи предполагается в 3,5 тыс. медицинских организаций. По состоянию на 15 ноября стандарты внедрены в 48% учреждений. По информации большинства субъектов РФ, на сегодняшний день они готовы к исполнению стандартов и порядков. «Мы понимаем, что порядки – это совершенно новое понятие и совершенно новые подходы для субъектов. Поэтому необходимо учить и врачей, и руководителей. В связи с этим Росздравнадзор проводит методическую работу совместно с Минздравом», – добавила Тельнова.

Президент некоммерческого партнерства «Национальная медицинская палата» Л.М.Рошаль высказал противоположное Минздраву и Росздравнадзору мнение: «Страна не готова. Да и новому Минздраву, работающему всего полгода, за короткий срок провести качественно эту работу — нереально. Мы снова можем получить суррогат и отвечать за него перед населением и прокурорами. В связи с этим расширенный Совет Национальной медицинской палаты просит депутатов Госдумы перенести сроки введения стандартов и порядков оказания медицинской помощи на один год».

Некоторые выступающие поддержали Л.М.Рошаля в вопросе переноса обязательного введения стандартов с 1 января 2013 г., объясняя это несколькими факторами: остротой взаимоотношения медицинских работников с правоохранительными органами, конфликтом интересов, отсутствием в стандартах некоторых лекарств из списка ЖНВЛП, не имеющих аналогов на территории Российской Федерации.

Советник президента РАМН, С.И.Колесников в своем выступлении сказал следующее: «Существует два риска. Первое, порядки и стандарты пока не ранжированы по уровням. Следовательно, есть опасность, что порядки будут невыполнимы для учреждений, которые не прошли нормальную модернизацию. И второе, проблема федеральных медицинских научных учреждений. Их более сотни, а у Министерства финансов есть жгучее желание засунуть их в систему ОМС. Сам научный поиск, сами клинические исследования не подразумевают стандартизации, поэтому понятийный аппарат в законе «Об обязательном медицинском страховании» и в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» требуются изменения». В этом вопросе его поддержал замминистра здравоохранения С.Ф.Вельмяйкин.

Участники слушаний отметили необходимость индивидуального подхода и возможность отступления от стандартов медицинской помощи в критических ситуациях на усмотрение врача. В ходе выступлений прозвучало несколько вариантов определений «стандартов», поэтому было принято решение об уточнении понятийного термина.

Подвел итоги Председатель Комитета по охране здоровья С.В.Калашников: «В рамках одних парламентских слушаний такого уровня проблему решить невозможно. После всех выступлений, что тут прозвучали, можно выделить два жестко разнонаправленных вектора. Сегодня сделать однозначный вывод невозможно, нужно проанализировать ваши предложения, провести в ускоренном режиме несколько совещаний на различных уровнях, чтобы дать ответ. Вопрос, который меня очень беспокоит, это походы прокуратуры с проверками к врачам с 1 января 2013 г. Тогда мы точно парализуем наше здравоохранение. Второй вопрос, это конфликт интересов, ведь более коррупционную систему трудно себе представить. Без общественного обсуждения, которого не было, мы проблему коррупционности стандартов решить не сможем, а значит нельзя их вводить. Мы в Комитете по охране здоровья подготовим весь пакет соответствующих таблиц, предложений и пожеланий и я собираюсь вынести его на самый высокий уровень, потому что время не терпит, решений и вариантов не так уж много и это нужно делать сейчас».

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.