Аккредитация-2023. Подробная инструкция

С 1 января 2023 года аккредитацию специалистов здравоохранения регламентирует приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.10.2022 № 709н “Об утверждении Положения об аккредитации специалистов”.


1. Кому нужно проходить аккредитацию с 2023 года

Перечень специалистов, которым нужно проходить аккредитацию, был расширен.

Теперь помимо привычных категорий медицинского персонала, аккредитации подлежат специалисты с немедицинским образованием и специалисты, получившие образование в иностранном государстве.

Поэтому сначала следует определить, какой вид аккредитации медсестре, врачу и другим специалистам нужно проходить и нужно ли проходить вообще.

Актуальные этапы аккредитации с 2023 года

  • Тестирование

Подразумевает под собой использование тестовых заданий, которые автоматически комплектуются для каждого специалиста в зависимости от области его деятельности.

Количество вопросов и время ответа на них определяется Методическим центром. Однако общее количество заданий не может быть менее 60 и более 300 вопросов.

Аккредитационная комиссия считает тест пройденным при выполнении более 70% заданий.

  • Оценка практических навыков в симулированных условиях

Представляет собой оценку правильного и последовательного выполнения практических заданий, которые также определяет Методический центр.

На выполнение одного задания для специалистов с высшим образованием отводится не менее 10 минут, при аккредитации среднего медицинского персонала – 30 минут.

Положительным результатом также является выполнение не менее 70% по каждому практическому заданию.

  • Решение ситуационных задач

Представляет собой ответы на вопросы, содержащиеся в ситуационных задачах, количество которых определяет Методический центр. Суммарно специалист должен выполнить не менее 5 практических заданий и ситуационных задач.

Внимание! В условиях ЧС разрешается сдача тестирования и решения ситуационных задач дистанционно.

  • Оценка портфолио – включает достижения в медицинской деятельности, полученные знания, навыки и др.

2. Пройдите обучение в учебном центре или накопите баллы НМО

Почему-то новый приказ о медицинской аккредитации в 2023 году №709н ввел в заблуждение многих медиков, которые стали сомневаться в необходимости баллов НМО.

Нет, баллы НМО никуда не делись, просто, как и раньше, для специалистов действуют смягчающие правила обучения, которые предоставляют выбор – привычные курсы или работа на портале непрерывного образования.

Так, для прохождения аккредитации нужно по-прежнему проходить обучение в 144 часа, которые набираются:

  • курсами повышения квалификации для медицинских работников общим объемом 144 ч.;
  • или курсами повышения квалификации не менее 72 часов и оставшиеся – на портале НМО баллами.

Внимание! Если у вас две и более специальности, то обучение нужно проходить по каждой из них. А если вы набираете баллы, то выбирайте программы НМО такие, чтобы подходили под все (но таких мало).

3. Заполните портфолио и отчет о профессиональной деятельности

Для периодической аккредитации единственным этапом прохождения является оценка портфолио.

А теперь рассмотрим, что же изменилось с 2023 года.


Как заполнить портфолио?

Шаблоны и образцы документов (скачать)

Заявление о допуске к периодической аккредитации специалиста (шаблон)

Заявление о допуске к периодической аккредитации специалиста (образец заполнения)

Портфолио (шаблон)

Портфолио (образец заполнения)

Отчет о профессиональной деятельности (шаблон)

Отчет о профессиональной деятельности (образец заполнения)

Специалисты будут формировать портфолио с использованием ФРМР. В бумажном виде делать документ допустимо, только если специалиста нет в регистре.

Как заполнить отчет о профдеятельности

Составьте отчет о профессиональной деятельности, в нем опишите результат работы в соответствии с трудовой функцией за отчетный период. Согласуйте отчет у руководителя или заместителя. Он должен подписать и заверить документ печатью организации. Если работодатель отказался согласовать отчет, попросите составить мотивированный отказ.

Отчет о профдеятельности не понадобится для периодической аккредитации специалистов, которые получили квалификационную категорию в текущем или прошлом году.

Если временно нигде не работаете, включайте в портфолио несогласованный отчет о профессиональной деятельности по последнему месту работы.

Если вы в отпуске по уходу за ребенком, согласуйте отчет у руководителя или заместителя организации — работодателя либо попросите оформить мотивированный отказ.

Как руководители составляют отчет о профдеятельности

Руководитель медицинской или фармацевтической организации включает в портфолио несогласованный отчет о профдеятельности по последнему месту работы.

Руководитель медицинской или фармацевтической организации, которая подведомственна федеральному органу государственной власти, будет согласовывать отчет у учредителя или его заместителя.

Руководитель частной медицинской или фармацевтической компании либо организации, которая подведомственна органу госвласти субъекта, согласует отчет у руководителя органа исполнительной власти субъекта в сфере охраны здоровья. Документ заверяют печатью, если отправляют по почте.

По желанию аккредитуемого в портфолио можно включить несогласованный отчет о профессиональной деятельности по последнему месту работы без приложения мотивированного отказа в его согласовании.

Портфолио для специалистов с категорией

В первую очередь изменились правила для специалистов с категорией. Так, если категория получена в год прохождения аккредитации или за год до нее, то отчет о профессиональной деятельности не нужен.

Получается, что портфолио для аккредитации будет состоять только из сведений об образовании за отчетный период — информация о прохождении курсов повышения квалификации и набранных баллах НМО.

Согласование отчета

Если раньше руководители организаций не согласовывали свои отчеты, то с 2023 года порядок изменился.

Теперь ИП и руководители проходят аккредитацию в аккредитационной подкомиссии или в некоммерческих организациях (НКО). Следовательно, отчеты согласуются с их учредителями.

В свою очередь, отчеты руководителей организаций, подведомственных региональному органу государственной власти, а также частных организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть:

  • согласованы руководителем регионального органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья;
  • поданы в несогласованном виде без мотивированного отказа.

Выбор, как именно подавать отчет, остается за аккредитуемым.

4. Подготовьте пакет документов

Внимание! Чтобы вовремя отправить документы, необходимо подготовить их заблаговременно. То есть обучение тоже нужно проходить заранее.

Комплект документов зависит от способа подачи. Так, при электронной отправке через ФРМР не нужно прилагать паспорт – все нужные сведения отражены в личном кабинете.

Также при отправке почтой для периодической аккредитации нужно будет дополнительно предоставить ряд документов об образовании, а заявление на аккредитацию подавать, соответственно, в бумажном виде.

Для специалистов, имеющих квалификационную категорию, нужно будет дополнительно приложить выписку о ее присвоении и документы о повышении квалификации.

Список документов для аккредитации при отправке через ФРМР

Внимание! При отправке через ФРМР заявление уже будет включать в себя все необходимые сведения об аккредитуемом, включая ФИО, документы об образовании, СНИЛС, информацию об аккредитации или о сертификате, трудовую деятельность.

5. Отправьте документы через ФРМР или почтой

Теперь документы на аккредитацию можно подавать только двумя способами:

  • через личный кабинет ФРМР – является приоритетным;
  • почтой России – только лишь при условии, что данные о специалисте отсутствуют в регистре.

С конца 2022 года был обновлен личный кабинет медицинского работника, поэтому порядок тоже немного изменился. Для отправки документов через ЛК ФРМР с 2023 года нужно:

  • Зайти в личный кабинет по ссылке https://lkmr.egisz.rosminzdrav.ru;
  • Проверить в профиле личные сведения на наличие ошибок (фамилия, отчество и т.д.);
  • Перейти в раздел «Аккредитация» и проверить портфолио – при необходимости внести изменения, выбрав режим редактирования (символ «карандаш»);
  • Отправить на согласование, заполнив нужные поля об организации и руководителе – если согласования нет, нужно приложить мотивированный отказ в разделе «Дополнительные документы»;
  • Заполнить заявление и нажать «Сформировать заявление» – личные сведения будут отражены автоматически, а информацию по образованию нужно внести самостоятельно;
  • При готовности к отправке нажать «Подать заявление».

Если у вас при входе в личный кабинет появляется уведомление «Сотрудник с указанным СНИЛС не найден в системе ФРМР», это значит, что о вас нет записи в реестре и вы не сможете подать документы таким способом.

В таком случае вам нужно обратиться к своему работодателю для внесения сведений о вас в ЕГИСЗ.

6. Дождитесь результатов аккредитации

Если для прохождения периодической аккредитации нужно составить портфолио, то для первичной и первичной специализированной нужно проходить определенные этапы (о них мы писали в начале статьи).

Оценка результатов прохождения этапов оформляется протоколами заседаний центральной аккредитационной комиссии или заседаний аккредитационной подкомиссии. Протоколы аккредитации должны быть подписаны в день завершения соответствующего этапа и размещены не позднее 2 рабочих дней со дня их подписания:

  • на сайте Федерального аккредитационного центра (периодическая аккредитация);
  • на официальном сайте и информационных стендах аккредитационного центра (первичная аккредитация и ПСА).

Расписание и место проведения этапов аккредитации можно найти на сайте центра аккредитации медицинских работников ФАЦ в разделе «Аккредитационные центры» и выбрать соответствующий.

Специалист считается прошедшим аккредитацию при оценке «Сдано» за конкретный этап. Результаты можно увидеть также в личном кабинете ФРМР – получение выписки или бумажного свидетельства больше не требуется. Что касается периодичности аккредитации, то она, как прежде, составляет 5 лет.

В случае непрохождения аккредитации специалист может подать апелляцию в апелляционную комиссию, срок рассмотрения которой не более  15 рабочих дней со дня ее получения.

По материалам сайта vrachirf.ru

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.