Депутаты приняли внесенные правительством поправки, дающие возможность врачам отклоняться от норм клинических рекомендаций, если этого требуют интересы пациента. Документ наделяет Минздрав правом утверждать специальный порядок применения КР.
Госдума приняла во втором и третьем чтениях правительственный законопроект о наделении Минздрава полномочиями устанавливать специальный порядок применения клинических рекомендаций (КР). То есть ведомство будет не только устанавливать порядок и сроки разработки и пересмотра этих документов, требования к составу и научной обоснованности включаемой в них информации, но и сможет определять порядок применения КР.
Поправки были внесены в законопроект о биобезопасности, уже принятый в первом чтении. Это сделано, чтобы принять закон о порядке применения КР быстрее. Примечательно, что заседание и обсуждение законопроекта с участием представителей Минздрава на заседании профильного комитета в конце июня сделали закрытыми, хотя изначально их трансляция на сайте планировалась.
С 1 января 2025 года все медучреждения и врачи России обязаны оказывать медицинскую помощь на основе КР. Клинические рекомендации — это документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Таким образом предполагалось гарантировать гражданам единые стандарты качества диагностики и лечения. В том же время руководители клиник неоднократно настаивали на том, что региональные медучреждения не в состоянии выполнить эти требования на фоне дефицита бюджетов и медперсонала. Они также отмечали, что клинреки нельзя использовать при проверках.
В разосланном в профессиональные объединения проекте порядка применения КР говорилось, что при оказании медицинской помощи лечащий врач «самостоятельно выбирает тактику диагностики и лечения в зависимости от особенностей заболевания и состояния пациента, в том числе основываясь на клинических рекомендациях». Сомнительные вопросы предлагалось решать через консилиум. При отсутствии в медорганизации возможностей для оказания необходимой помощи пациента должны перенаправить в другое учреждение системы ОМС, в том числе другого субъекта, или организовать ее с помощью телемедицинских технологий. Аналогичный алгоритм следует использовать при отсутствии у клиники лицензии на определенный вид услуг.
В конце марта заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава Валерия Гульшина подтвердила, что клинреки не обладают статусом нормативно-правового акта и не могут использоваться в контрольной деятельности, а практика их применения не влечет административной или уголовной ответственности. Эту позицию неоднократно критиковали пациентские и страховые сообщества. По их оценкам, в этом случае вырастет количество обращений пациентов в правоохранительные органы и тогда ни о какой «декриминализации врачебной деятельности не может быть и речи».
Источник: medvestnik.ru